У Гвардии старшего лейтенанта Бориса Эйдлина множество боевых наград и медалей: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны второй степени, медаль за взятие Берлина, за освобождение Праги, за победу над Германией 1941-1945 годов. В течение 45 лет Борис Залманович был директором МТС, совхоза, а затем птицефабрики. Кроме боевых, у него есть и другие ордена: Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством».
Накануне праздника «Комсомолка» встретилась с ветераном.
В 17 лет - командир танка
Бориса Эйдлина призвали в армию 3 января 1943 года, когда ему было всего 17 лет. Призывника отправили в училище самоходной артиллерии под Саратовом. Там он получил звание младшего лейтенанта - командира самоходной установки. После окончания училища в ноябре 1943-го Бориса вместе с другими офицерами отправили под Москву. Уже там сформировали полк, который поехал в Дарницу под Киевом. Так Эйдлин оказался на фронте.
Он сразу стал командиром танка, в его подчинении были 18-летний механик-водитель, 16-летний наводчик и 48-летний заряжающий.
- 24 декабря того года началось наступление на Житомир. Для меня это был первый бой, - вспоминает Борис Эйдлин. - Однажды нам нужно было спрятать наш танк - закопать его. Конец декабря, самые морозы… Копали яму вчетвером пять часов, устали. Я отправился в соседний домик, снял сапоги и прилег. И тут зашел заместитель командира полка, увидел, что я без сапог, и организовал суд. Ведь я не имел права прилечь - рядом фронт! Пока думали, что со мной делать, пришла информация: один из наших танков застрял на нейтральной полосе. Мне дали приказ его вытащить. Отправились в указанное место всем экипажем. К утру мы уже были почти героями - вытащили танк на глазах у немцев!
30 января 1944 года Бориса Эйдлина контузило, и его отправили в полевой госпиталь. А почти через месяц он пришел с клюшкой в свою часть: «Как это так, все воюют, а я на койке лежу».
«О войне вспоминать тяжело»
Летом 1944 года началась операция по освобождению Украины. За пару месяцев экипаж Бориса Эйдлина, участвовавший в боевых действиях, прошел около 1200 км. В декабре началось освобождение Украины, Польши, после чего наши перешли границу Германии. Во время освобождения Польши путь лежал через небольшую реку. Танки пошли в брод, но в самый ответственный момент у механика соскочила нога со сцепления. Танк Эйдлина забуксовал.
- Машину стало заливать водой. По очереди с механиком прыгали в ледяную воду, чтобы завести танк, - рассказывает Борис Залманович.
В 1945-м Борис Эйдлин стал участником сражения за взятие Берлина. 30 апреля его наградили вторым орденом Красной Звезды. Правда, о награде он узнал спустя почти 60 лет. Орден владельцу вручили только в 2004 году… Вечером 1 мая 1945 года Борис Эйдлин сидел в засаде, ему и сослуживцам дали задание: не пропускать немецкие войска. В три часа утра наши увидели гражданских немцев, которые кричали, что война закончилась.
- В 11.45 объявляли последние известия из Москвы. Я включил рацию, откуда объявили, что Берлин капитулировал. А мы были в этом городе и ничего не знали! - со слезами на глазах вспоминает победу ветеран. - Мы сразу же закатили пир горой. 4 мая пришло задание освободить Прагу, что и сделали к 9 мая. А 11 мая нас всех отправили домой.
Правда, до родного дома Борис Залманович в тот год так и не доехал. Его служба продлилась до 8 августа 1946-го.
После войны Борис Залманович женился. Вместе с супругой Валентиной Михайловной воспитали троих детей. У них семеро внуков и подрастают трое правнуков. Но о войне ни с супругой, ни с детьми, ни с внуками Борис Эйдлин практически никогда не говорит:
- Это все очень нелегко рассказывать и вспоминать. Самому тяжело, да и на близких людей страх нагонять не хочется. Дай бог, чтобы это никогда не повторилось.
Фото из семейного архива Бориса Эйдлина.