2018-02-21T15:32:37+03:00

В пензенском театре Рейнгольд ставил спектакли и нянчил детей

Изменить размер текста:

С пензенским драматическим театром Семена Моисеевича Рейнгольда судьба сводила дважды. В 1956-1957 годах он работал здесь режиссером-постановщиком спектакля. А в 1971-м приехал в Пензу на должность главного режиссера этого же театра. Рейнгольд был «у руля» десять лет, и этот период по праву называют творческой вершиной его мастерства. За это время Семен Моисеевич поставил много прекрасных спектаклей, которые с успехом шли не только в Пензе, но и на гастролях в других городах. Кроме этого, в нашем городе Рейнгольд нашел свою любовь, он женился на артистке театра Тамаре Марсовой. К сожалению, Семену Моисеевичу жизнь дала проработать в нашем драмтеатре только 10 лет. В 1981 году главный режиссер умер. Это стало большой потерей для всех. Накануне дня рождения Рейнгольда «Комсомолка» попросила пензенских артистов, которым посчастливилось работать с ним, вспомнить о Семене Моисеевиче.

Народный артист России Михаил Каплан: «Человек, которого поцеловал Бог»

- Я Рейнгольда знал еще с Ленинградского государственного театрального института. Мы вместе там учились. Семен Моисеевич - на четвертом курсе, а я в то время был на первом. Институт у нас был маленький, всего три факультета: актерский, режиссерский и театроведческий. Студентов - 250 человек, поэтому все друг друга знали. В 1965 году я уехал работать в театр в Став-рополь. Потом туда же приехал в качестве режиссера Рейнгольд. Я был безумно рад этому факту. Очень нравилось мне работать с Семеном Моисеевичем. Знаете, если у актера что-то не выходило на сцене, то он никогда не ругался. Он поступал по-другому: улыбнется, покачает головой, моргнет, и сразу становится понятно, как надо играть. В Ставрополе Рейнгольд проработал до 1971 года, затем уехал в Пензу. И меня с женой тоже пригласил. Я согласился, и мы вместе приехали в пензенский драмтеатр. Главное, что было у Рейнгольда, - это его человечность. Он был очень справедливым и правильным главным режиссером, который буквально воспитывал актеров. За время его работы в Пензе он взрастил плеяду отличных артистов. При нем в нашем театре работал известный сегодня Виктор Смирнов (сейчас артист работает в театре Санкт-Петербурга и снимается в сериалах). Именно Семен Моисеевич пригласил Виктора в Пензу. И, как оказалось, не ошибся. Вокруг себя режиссер всегда собирал актеров, которые могли играть любые роли и в комедиях, и в трагедиях. Вообще в театре существует мнение: если в труппе распределяются все роли в таких спектаклях, как «Горе от ума» и «Гамлет», то эта актерская труппа сыграет пьесу любой сложности. В тот период работали все актеры. Театр переживал самые счастливые годы в актерском и режиссерском планах. Не будет преувеличением сказать, что Рейнгольд - человек, которого поцеловал Бог и тем самым наградил его непревзойденным талантом режиссерского дела.

Заслуженная артистка России Галина Репная: «В 24 года Рейнгольд дал мне роль старухи»

- Семен Моисеевич был мне как отец! К нему всегда можно было прийти и поделиться всем, что тебя тревожит. А еще он очень любил детей, они никогда его не раздражали. Даже во время репетиции. Бывает, артисты придут в театр с малышами, года по 3-4, они бегают, кричат. А Рейнгольд спокойно так подходит к нарушителям дисциплины, берет их на руки, сажает на колени и тихо говорит: «Смотри на сцену, там играет твоя мама, давай не будем ей мешать». Ребенок успокаивался и мог сидеть всю репетицию на коленях у режиссера. Это было так трогательно!Первую роль, которую дал сыграть мне Рейнгольд, была роль старухи в спектакле «Волки и овцы». Самое интересное, что в то время мне было 24 года. А бабульке по сценарию - 86 лет. Наверное, Семен Моисеевич решил таким образом поэкспериментировать. Ведь в театре были актрисы, которые по возрасту смогли бы сыграть эту роль. Но Рейнгольд настоял на своем.- Я хочу попробовать! - заявил он мне. - Мне кажется, что вы прекрасно справитесь.И действительно эксперимент удался. Роль старухи в моем исполнении получилась потрясающая и забавная. Смерть Семена Моисеевича стала большим горем для пензенского театра. Казалось, что сам театр умер… Знаете, вот растет дерево и вокруг него листочки зелененькие. Но когда ствол погибает, то и листочки начинают рассыпаться. Так получилось и с нами после смерти этого великого режиссера.

Заслуженный артист России Олег Зеленченко: «Он стремился, чтобы актеры были счастливы в творчестве и личной жизни»

- В 1977 году я оканчивал Горьковское театральное училище, где в свое время учились такие мастера, как Евгений Евстигнеев, Людмила Хитяева. Рейнгольд каждый год приезжал туда на выпускные спектакли. Присматривал актеров, так сказать. На выпускном я играл в «Трех сестрах». И Рейнгольду очень уж приглянулся мой мундирчик. Он подошел ко мне и говорит:- Поехали в Пензу работать, будешь Лермонтова играть. Зарплату буду платить 85 рублей. И я согласился, приехал в пензенский драмтеатр. Играл в спектаклях «Берег», «Гнездо глухаря», «Лисички», во многих других. В сказках много ролей было. Рейнгольд являлся отличным организатором и как главный режиссер всегда стремился к тому, чтобы актеры были счастливы и в творчестве, и в личной жизни. Иногда выступал как сваха. Соединял судьбы молодых актеров. Старался, чтобы любовь на сцене играли люди, которые и в жизни влюблены друг в друга. Семен Моисеевич обладал редким даром: он очень тонко чувствовал окружающих, обладал сильной, можно сказать, природной интуицией. Был открытым человеком, доверял своим артистам. И те, в свою очередь, тоже старались его не подводить. У нас один раз случай был на гастролях. Артистка получила телеграмму о смерти близкого родственника. Надо ехать на похороны. А актриса - ведущая в труппе. Это значит, что все спектакли срываются. Понимая, что невозможно так подвести режиссера и театр, актриса добровольно приняла решение продолжать гастроли. Вот так уважали этого человека.Семен Моисеевич был рожден, чтобы работать с людьми. Да, бывал строг, но всегда справедлив. Когда он умер, на душе было очень тяжело. Помню, захожу в театр, а на проходной говорят: «Теперь начнется в театре кутерьма…» Так, в принципе, и случилось.

Народная артистка России Мария Тамбулатова: «Сейчас нет таких главных режиссеров»

- С легкой руки Рейнгольда я перешла на возрастные и серьезные роли, стала играть мам. А то ведь до 1973 года постоянно играла молодых девушек в спектаклях. Семен Моисеевич запомнился тем, что был классным режиссером, он знал подход к каждому актеру в нашем театре. Был тактичным и внимательным человеком. Мне посчастливилось поиграть в таких его спектаклях, как «Святая святых», «Характеры», «Деньги для Марии», «Тихий Дон» и другие. Какие спектакли были! Очень сожалею, что сейчас нет таких главных режиссеров. Наших молодых актеров жалко. Вот им бы поучиться у профессионалов, как надо жить на сцене. А то ведь сами по себе, бедненькие, варятся. Семен Моисеевич оставил в моей жизни самое светлое воспоминание. Его невозможно забыть, этот человек навсегда в моей памяти и в сердце.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также