Премия Рунета-2020
Пенза
+9°
Boom metrics
Звезды10 октября 2007 22:00

Француженки называли детей в честь Ивана Мозжухина

Пензенский актер смог покорить всю Европу
Источник:kp.ru

Пензенский актер смог покорить всю Европу

Ивана Мозжухина знали во всем мире. В 20-е годы он был тем, кого называют сейчас superstar, мог создать любой образ на экране. Он был одним из тех, кто помог кинематографу завоевать имя «великий немой». Но сейчас мало кто из пензенцев знает, что актер родом из села Киселевка, которое присоединили к поселку Кондолю. Об Иване Мозжухине «Комсомолке» рассказал сотрудник Пензенского краеведческого музея Олег Сиротин, занимающийся исследованием биографии актера около десяти лет.

Мозжухинские слезы вошли в историю Мастер перевоплощения Иван Мозжухин мог пойти по совсем другой стезе. Его отец Илья Иванович Мозжухин - потомственный управляющий имением. Он прочил сыну карьеру юриста, престижную службу. А ремесло актера в верующей России рассматривалось как незначительное и даже греховное. Какой от него толк? Но Иван решил по-другому. Молодежь в начале XX века просто бредила театром. Иван увлекся этим искусством еще в гимназии, и уже тогда было заметно, насколько это многообещающий актер. Во время гастролей в Пензе талантливого гимназиста-любителя пригласил в свою труппу известный в то время провинциальный антрепренер и актер Петр Заречный. «Притяжение сцены» оказалось настолько велико, что Иван окончательно распростился с карьерой адвоката. В 1908 году в России впервые начали снимать фильмы, пока еще немые. У нашего кинематографа было очень своеобразное начало. Если за рубежом первыми кинолентами были жанровые и видовые сценки, то в России начали снимать театральные спектакли. Актеры перед объективом разыгрывали укороченные постановки. Правда, к новому виду искусства поначалу они относились как к подработке. Именно так, подрабатывая, Иван Мозжухин начал сниматься в картинах одного из крупнейших дореволюционных российских кинопредпринимателей Александра Ханжонкова. Иван Мозжухин понимал, что при съемке крупным планом можно выразить сложнейшую гамму чувств взглядом или мимикой. К тому же многие актеры «плакали» глицерином. А Иван мог плакать по-настоящему. Он очень серьезно относился к своей профессии, изучал мастерство великих актеров и на сцене, и по книгам. Те, кто не знал о его постоянной напряженной работе над собой, говорили, что у него слезятся глаза от несовершенной осветительной техники. Так или иначе, мозжухинские «глаза со слезой» вошли в историю. Через несколько лет Ивана стали называть «королем экрана». Хотя в жизни он не выглядел героем-любовником: среднего роста, худощавый, с большим носом. На улицах его не всегда узнавали. Но на эк-ране он мог становиться кем угодно: стопроцентным джентльменом, молодым по-весой, известным литературным героем и даже чертом.

В Париже его боготворили Когда установилась советская власть и началась повальная национализация, в том числе и кинематографа, большинство кинопромышленников перебралось на юг страны. А после 1920 года - за границу. Естественно, вместе с ними уезжали и актеры. Так Мозжухин попал во Францию. Кинематографисты постепенно начали работать на французского зрителя, экранизировать произведения западной литературы и заняли ведущее положение во французском кинематографе. А Иван Мозжухин скоро стал настоящей звездой. Тем более что актеров такого уровня во Франции тогда не было. Даже сейчас во Франции можно встретить людей с именем Иван. Они названы в честь нашего земляка - такую популярность имел во Франции Мозжухин. А после того, как вышел фильм «Казанова» с ним в главной роли, русские эмигранты даже открыли в Париже кафе с таким же названием. Оно существует и до сих пор. Разумеется, Мозжухин был в центре светской хроники, обсуждавшей и его увлечение спортивными автомобилями, и его романы - в том числе и с натурщицей Кики с Монпарнаса. А для русских парижан Мозжухин был настоящим кумиром, его буквально засыпали письмами с признаниями в любви. Или (совершенно по-русски) - с просьбами о помощи или об одолжении...

Голливуд погубил карьеру Голливудские продюсеры всегда были падки на новые имена. Прокатные фирмы фабрики грез приобрели пару фильмов с участием Ивана, и глава фирмы «Universal» Карл Леммле предложил русскому актеру сниматься в Америке. С ним был подписан пятилетний контракт. При этом американцы не пожелали затруднять себя произношением сложной фамилии Мозжухин и заменили ее псевдонимом Москин. Первая роль, которую Иван получил в Голливуде, была отрицательной. Американская публика не увидела актерского мастерства и решила, что Мозжухин столь же плох, как и его персонаж. По контракту он не мог вернуться во Францию и был вынужден около пяти лет проработать в Германии. А когда срок контракта истек, наступила новая эра. Эра звукового кино. У Ивана был акцент, но не это оказалось самым страшным. Тогдашняя техника звукозаписи была несовершенной. Голос актера при записи как-то проваливался, был не фоногеничным. Мозжухин даже выступал в прессе, говоря, что мертвый машинный голос убивает кино. Но звуковые фильмы продолжали вытеснять немое, а Иван после нескольких неудачных попыток заговорить на экране перестал сниматься. Начал тосковать, пить и умер от скоротечного туберкулеза. Хоронил его весь русский Париж.

В Кондоле Мозжухиных не осталось Чтобы напомнить широкой аудитории имя Ивана Мозжухина, в Пензе устроят посвященный ему кинофестиваль «Мужская роль». Часть мероприятий пройдет в кондольском музее братьев Мозжухиных (брат Ивана, Александр, был известным оперным певцом - Прим. авт.). Зданию, где расположен музей, уже 308 лет, ремонт делают не так часто, но экспонаты отсюда вывозить никуда не собираются. В этой усадьбе служил управляющим Илья Мозжухин. Особенно в музее гордятся автобиографической книгой поэта Александра Вертинского, ведь он был другом Ивана Мозжухина и ему посвящено немало страниц. Есть и подлинные красочные французские афиши, на которых изображен наш земляк, патефон, книжная полка семьи Мозжухиных. Все собирали буквально по крупицам. И хотя Иван присылал из-за границы своему отцу фотографии и сувениры, почти ничего не сохранилось. Илью Мозжухина выселили из Кондоля в годы советской власти из-за сыновей-эмигрантов. И сейчас в Кондоле нет ни одного человека, носящего эту фамилию. Пока основные гости музея - местные школьники. Остается только надеяться, что найдется добрый спонсор и кондольская усадьба будет выглядеть на уровне музеев мировых знаменитостей.

Байка со съемочной площадки

Как «покойник» бабушку напугал Мозжухин славился своим веселым нравом, был очень остроумным, изобретательным и любил выдумывать элементы своей биографии. Репортеры верили его небылицам, даже тому, что он «белый негр», так как купил паспорт гражданина Гаити, чтобы не было проблем с визой. Бывало, и съемки срывались из-за мозжухинских шуток. Однажды по сюжету надо было снимать похороны. Съемки проходили на настоящем кладбище. У ворот церкви стояла старушка, собиравшая у прихожан медяки. Подошла и к этой «процессии»: «Киньте пятачок на помин души!». Ей кинули. Она пристает: «А как зовут усопшего, за кого молиться?». Тут поднимается из гроба покойник (его играл Мозжухин) и как закричит: «За Ивана молись, старушоночка!». Бабушка, естественно, упала в обморок, а вся съемочная группа покатилась со смеху...

Самые известные роли Ивана Мозжухина «Ночь перед Рождеством» (1913), Черт. «Страшная месть» (1913), Колдун. «Домик в Коломне» (1913), Гусар и кухарка Мавруш. «Руслан и Людмила» (1915), Руслан. «Николай Ставрогин» (1915), Ставрогин. «Пиковая дама» (1916), Германн. «Сатана ликующий» (1917), пастор. «Отец Сергий» (1918), князь Касатский. «Кин» (1923), актер Кин. «Михаил Строгов» (1926), Строгов. «Казанова» (1927), Казанова. «Белый дьявол» (1930), Хаджи-Мурат.

Мария КАБАНОВА, mashakp@mail.ru