Премия Рунета-2020
Пенза
+25°
Boom metrics
Общество14 ноября 2023 8:59

Александр Косарев. О чем молчали годы

Сегодня легендарному вожаку советской молодежи исполнилось бы 120 лет
Фото из личного архива супруги А. Косарева Марии Викторовны.

Фото из личного архива супруги А. Косарева Марии Викторовны.

В шестнадцать он тайком бежит на фронт, защищать Петроград от Юденича. Там же в 1919 году вступает в РКП (б). В восемнадцать – секретарь Бауманского райкома комсомола. В двадцать один – секретарь Пензенского губкома ВЛКСМ. В двадцать четыре – секретарь Московского горкома комсомола. В двадцать шесть – первый секретарь ЦК ВЛКСМ.

Сегодня, 14 ноября, Александру Васильевичу Косареву - легендарному вожаку всей советской молодежи, девушек и парней Пензенской губернии, Мордовии, в том числе, исполнилось бы 120 лет.

В 30-е предвоенные годы за подготовку молодежи к защите Родины Александр Косарев, еще один выходец из нашей губернии главный редактор «Комсомольской правды» и друг Косарева Владимир Бубекин были награждены орденами Ленина и Красной звезды. Сегодня, в трудные горячие будни СВО, особенно хорошо понимаешь, чего стоила одержимая работа земляков на будущую Победу.

Спустя годы, после реабилитации репрессированных вожаков молодежи в 1987 году в Москве познакомился с близкими Александра Васильевича – супругой Марией Викторовной Косаревой- Нанейшвили, дочерью Еленой Александровной, внучкой Александрой, единственной защищавшей Косарева перед Сталиным секретарем ЦК комсомола Валентиной Пикиной.

Валентина Пикина (слева). Фото из личного архива супруги А. Косарева Марии Викторовны

Валентина Пикина (слева). Фото из личного архива супруги А. Косарева Марии Викторовны

После общения с самыми близкими людьми без малейшей натяжки легендарного пензенца в местной молодежной газете, позже на сайте penza-kp.ru увидел свет документальный рассказ о его трагической, но очень красивой судьбе.

Сегодня, в день рождения Саши, приведу лишь фрагмент из воспоминаний свидетелей тех событий.

Очень сдержанные, полные деталей пережитого воспоминания, часть из которых Мария Викторовна, не доверяя стенам, произносит под шум струи воды в ванной комнате. Уникальные, не очень качественные черно-белые фотографии из личного архива, письма. Одно из них от Татьяны Дмитриевны Куденко. В годы Гражданской войны она была комиссаром Пензенской ЧК.

«…Я познакомилась с Сашей, - писала Куденко Марии Викторовне Косаревой, - когда он был секретарем Пензенского губкома комсомола. Как его любили наши ребята! Он для всех был кумиром, замечательным вожаком, защитником обездоленных, обиженных! А как умел говорить! Выступая чуть ли не каждый день, учил молодежь бороться за все хорошее и не проходить мимо дурного, того, что мешало строить социализм.

Мы были тогда заняты беспризорниками, подбирали детей – голодных, разутых и раздетых, умирающих. Снимали с поездов, извлекали из подвалов и с чердаков, умывали, одевали, кормили. Устраивали в детские дома или в семьи рабочих.

Все понимали, что каждый спасенный ребенок – это борьба за Советскую власть. Мы отчисляли детям деньги, заработанные на субботниках. Саша Косарев был самым активным. Мы вместе ремонтировали паровозы, вагоны, очищали железнодорожные пути, помогали сельским комсомольцам убирать урожай.

Как бы он ни был занят, он никогда не пропускал ни одного собрания у нас на пензенском трубном заводе, где состоял на комсомольском и партийном учете. Его присутствие приносило радость. Мы очень любили его, попросту обожали! Он помог нам открыть клуб, детские ясли. С его помощью ребята устраивались на предприятия. Ведь тогда была ужасная безработица, на бирже труда стояли тысячные очереди. Ему приходилось буквально отвоевывать каждое место для комсомольцев.

В новом клубе он «октябрил» моего сына, тогда вводили новый обряд вместо крещения. Это были первые октябрины. Сыну дали имя Спартак, а Саша сказал чудесную речь. Народу набилось уйма, многие прослезились, особенно дедушки и бабушки.

А комсомольские свадьбы! Если на них приходил Саша со своими членами губкома, это был праздник. Следовали подарки жениху и невесте. Тогда невозможно было что-то купить из мануфактуры, обуви, одежды. Но он ехал, например, на Фарфоровый завод и уговаривал директора и ребят-комсомольцев за счет субботника изготовить посуду для молодых.

Он был неутомим. В выходные дни обязательно уводил молодежь в село. Зимой мы шли туда на лыжах, летом – пешком или на велосипедах. Помогали сельским комсомольцам. Ему писали многие, и он находил время отвечать.

Дорогая Мария Викторовна! Простите, я тревожу незажившие раны, но если бы я знала, что он погиб, я бы первая пришла поддержать вас…»