Происшествия

Крушение "Боинга" в Казани: Следственный комитет озвучил причины авиакатастрофы

В результате трагедии погибли 50 человек, в том числе 6 членов экипажа
Фото: МЧС Татарстана

Фото: МЧС Татарстана

Расследование авиакатастрофы, которая произошла 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани, завершено. Уголовное дело передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Из пяти предполагаемых обвиняемых на скамью подсудимых могут попасть только трое, пилот и второй пилот погибли. Уголовное преследование их завершено в связи со смертью. По закону, согласие на прекращение уголовного дела в случае гибели подозреваемых могут дать родственники, признанные потерпевшими. Похоже, что родственники пилота Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула с предварительными выводами следствия согласились.

Напомним, авиакатастрофа произошла 17 ноября 2013 года в 19.23. "Боинг-737-500" заходил на посадку, на его борту было 44 пассажира и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта "Домодедово" в 18.25, и в 19.30 он должен был приземлиться в Казани. Но, первая попытка посадить воздушное судно оказалась неудачной. Лайнер ушел на второй круг, а дальше, как утверждает МАК, из-за ошибок пилота самолет вошел в вертикальное пикирование и врезался в землю на территории аэропорта. Погибли все, кто находился на борту.

К месту падения Боинга несли цветы.

К месту падения Боинга несли цветы.

Фото: Александр ЭШКИНИН

Во время расследования уголовного дела по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц" выяснились некоторые подробности. Прежде всего, установлено, что к самой гибели людей и самолета привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула. Как полагает, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования, а документы, на основании которых он был допущен к пассажирским перевозкам, были фальсифицированы.

Реконструкция падения самолета.

Реконструкция падения самолета.

- Валерий Портнов, занимавший должность заместителя генерального директора ОАО «Авиакомпания «Татарстан», направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации, - заявляют в СУ России. - В свою очередь Шавкат Умаров, являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова. Это позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства, но такой проверки не провели, и, в результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, начал работать на пассажирских авиаперевозках в качестве пилота воздушного судна.

Нарушения со стороны Валерия Портнова и шеф-пилота авиакомпании Виктора Фомина выявили в процессе работы. Они, как полагает следствие, не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на повышение - на получение статуса командира воздушного судна. Уже с марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

- 17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва-Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял, - подытожили следователи. - В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна.

Никто из находившихся на борту 50 человек выжить не смог.

Никто из находившихся на борту 50 человек выжить не смог.

Фото: МЧС Татарстана

В ходе расследования и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. В ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия.

Напомним, что в отношении Салихова и Гуцула уголовное преследование прекращено в связи с их смертью.

Осколки от самолета разлетелись на сотни метров.

Осколки от самолета разлетелись на сотни метров.

Фото: REUTERS

- На основании собранных доказательств Портнову и Фомину предъявлено обвинение в совершении преступления по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц", Умарову – "Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц", - сообщили в СУ России.

Среди погибших были: сын президента Татарстана Ирек Минниханов, руководитель ФСБ Татарстана Александр Антонов, ученый-востоковед Диана Гаджиева, супруга и падчерица спортивного комментатора Романа Скворцова, шахматистка Гульнара Рашитова.

Грохот от падения Боинга был слышен далеко за пределами Казани.

Грохот от падения Боинга был слышен далеко за пределами Казани.

Фото: Александр ЭШКИНИН

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Комиссия МАК: причиной катастрофы Боинг 737 в Казани стал человеческий фактор

Авиационные эксперты спустя два года все же раскрыли все тайны следствия по крушению лайнера в столице Татарстана 17 ноября 2013 года, списав все на летчиков (подробнее).

Эксперт об авиакатастрофе в Казани: У летчиков пикирующего «Боинга» было 20 секунд, чтобы спасти самолет

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения Боинга 737-500 в Казани. Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова (подробнее).