Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды14 июня 2019 10:13

Хроники «Кинотавра»: Гинекологическое ревю

На крупнейшем российском кинофестивале показали полнометражный дебют Анны Пармас, автора бессмертного клипа про лабутены
На Кинотавре состоялся дебют Анны Пармас, автора бессмертного клипа про лабутены

На Кинотавре состоялся дебют Анны Пармас, автора бессмертного клипа про лабутены

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Анна Пармас известна как режиссер видеоклипов — прежде всего, конечно, изумительного «Экспоната» группы «Ленинград». Два года назад, практически на основании одной этой работы (ну, еще сценариев «Двух дней» и «Кококо», написанных в соавторстве с Авдотьей Смирновой) ее включили в жюри основного конкурса «Кинотавра». А еще год спустя вместе с той же Смирновой и Павлом Басинским Пармас заслуженно получила в Сочи приз за сценарий «Истории одного назначения». Она женщина замечательная во всех отношениях, и все шло к тому, что ее режиссерский дебют в полном метре окажется прекрасным фильмом. Увы.

Гинеколог Маша (Анна Михалкова) вся в трудах, вся в трудах: бесконечно консультирует пациенток, то очно, то по телефону (семейные ужины проходят под вопросы типа «Когда в последний раз была менструация? Выделения обильные или скудные?») Дети реагируют на это спокойно, а муж — довольно нервно. Да и вообще он устал в браке с поглощенной работой супругой. И вскоре Маша выясняет, что он нашел ей замену — молодую, эффектную, гибкую, заботливую, пустоголовую блондинку, тренера по аэробике.

Все дальнейшее легко представить: муж, застигнутый с поличным, сбегает к своей тренерше, Маша сначала оставляет ему три десятка голосовых сообщений, потом с горя напивается с подругами, потом идет к специалистке по приворотам и отворотам, потом снова напивается — уже с участливыми ментами, вошедшими в ее положение, потом пытается завести с одним из этих ментов роман... Тем временем муж, почти как в новелле Тэффи (чье творчество, без сомнения, Пармас хорошо знакомо), задумается — а действительно ли новая подруга, с ее назойливой заботой и глупыми заскоками, лучше надоевшей жены. Захочет сделать все как было - но вернуть супругу будет еще труднее, чем потерять.

Анна Михалкова хорошая актриса — но возникает ощущение, что таких вот Маш она давно уже может играть во сне, не приходя в сознание

Анна Михалкова хорошая актриса — но возникает ощущение, что таких вот Маш она давно уже может играть во сне, не приходя в сознание

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Жаль, но это нехитрая, предсказуемая и несколько неуклюжая картина. Да, Анна Михалкова хорошая актриса — но возникает ощущение, что таких вот Маш она давно уже может играть во сне, не приходя в сознание. А Анне Пармас, кажется, сложно рассказывать истории без музыки: в двух лучших эпизодах фильма она врубает за кадром песни Ирины Богушевской и Дмитрия Маликова, начинает лихо монтировать под них, и все встает на свои места. Но песни, к сожалению, заканчиваются быстрее, чем рассказ о самоощущении брошенки и изменщика. Пармас как-то неуверенно чувствует себя в формате полуторачасового фильма – словно первокурсница, впервые вставшая рядом с камерой.

Среди продюсеров фильма значится Константин Эрнст, и, надо думать, в вечернем эфире Первого канала «Давай разведемся» будет смотреться лучше, чем на большом экране. Хотя еще уместнее эта картина смотрелась бы в дневном эфире канала «Россия», а совсем идеально - на ТВЦ. * * * По иронии судьбы, другой обсуждаемый фильм «Кинотавра» - «Верность» Нигины Сайфуллаевой – тоже рассказывает о женщине-гинекологе, залезшей в мобильный телефон мужа и увидевшей там СМС пикантного содержания. Вместо того, чтобы потребовать от мужа объяснений, Лена отправляется на пляж (действие разворачивается под Калининградом), кадрит там первого попавшегося молодого человека и отдается ему в номере гостиницы. С ним она хотя бы для порядка болтает и выпивает перед соитием – а со следующим партнером вообще обходится без лишних слов, торопливо совокупляясь чуть ли не на набережной.

Как известно, в приступах ревности женщина может стать существом очень неадекватным; и все-таки для такого лютого промискуитета нужны причины чуть посерьезней, чем легкомысленное СМС. Лена, проведя с мужем в браке уже несколько лет, понимает, что чувства их начинают угасать, что им обоим чего-то сильно не хватает как в постели, так и вне ее, а как справиться с этим кризисом, даже не представляет. Постепенно выясняется, что ревновать мужа было глупостью: он актер, вступал в игривые диалоги с партнершей по спектаклю, и та самая СМС была репликой ее героини. «Ах, вы репетируете!» - проносится бегущей строкой в глазах у героини, когда она осознает свою ошибку, но механизм переосмысления своей супружеской жизни уже запущен.

Актер Александр Паль, режиссер Нигина Сайфуллаева и актриса Евгения Громова на премьере фильма "Верность"

Актер Александр Паль, режиссер Нигина Сайфуллаева и актриса Евгения Громова на премьере фильма "Верность"

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Верность»– произведение чрезвычайно откровенное по нашим диетическим временам: Евгения Громова и Александр Паль демонстрируют на экране такие актерские обнажение и проникновение, каких «Кинотавр» давно уже не видывал. Еще важнее, впрочем, их обаяние, которое компенсирует некоторую режиссерскую неуверенность. Сценарий назывался «Ревность», готовый фильм – «Верность», а во время съемок проект и вовсе носил чудовищное рабочее название «Звезд неверный свет» - все это как бы намекает нам, что Нигина Сайфуллаева отнюдь не сразу сформулировала для себя, о чем именно хочет снять кино. Она одаренный режиссер, на «Кинотавре» до сих пор не могут забыть ее бодрый и симпатичный дебют «Как меня зовут», да и «Верность» кажется глотком свежего воздуха на фоне традиционно малорадостной конкурсной программы. И все же найдется немало зрителей, которые сделают из «Ревности»-«Верности» пошлейшие выводы типа «хороший левак укрепляет брак». Может быть, специально для них Сайфуллаева придумала загадочные финальные сцены, из которых явствует, что не только укрепляет, но и разрушает, - и вообще все сложно, додумывайте сами.

Режиссер Нигина Сайфуллаева

Режиссер Нигина Сайфуллаева

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

* * *

Мудрая Ситора Алиева, программный директор «Кинотавра», заметила в интервью перед его началом: «Если вы вспомните выдающихся женщин в истории кино, то почти все они – и Кира Муратова, и Вера Хитилова, и Лилиана Кавани, и Лариса Шепитько – снимали так, что невозможно было понять, кто это снял, мужчина или женщина». В случае с фильмами «Давай разведемся» и «Верность» ни один зритель не ошибется с гендерной принадлежностью режиссера: это очень женское кино. Также и в случае с фильмом «Бык» никто не ошибется: это кино, снятое мужчиной, молодым и очень энергичным. Единственное, чего зритель нипочем не угадает – что в прошлом, до того, как стать режиссером, Борис Акопов был артистом балета. Свинтив от станка к камере, он обратился к «лихим 90-м», которые помнит приблизительно (в 1997 году, когда разворачивается действие «Быка», ему было 12 лет), но о которых очень хочет рассказать зрителю.

Бык – это прозвище героя, Антона Быкова, который в свои достаточно юные годы уже успел побывать за решеткой. Жизнь в мрачном подмосковном городе дает немного шансов уйти от криминала: вскоре Бык возглавляет банду таких же неприкаянных молодых людей и выполняет один специфический заказ колоритного криминального авторитета, оплакивающего гибель единственного сына и наследника. Заказ-то выполнен – но последствия для самого Быка будут катастрофическими.

«Бык», скорее всего, получит на «Кинотавре» приз за лучший дебют, да и если Юрия Борисова назовут лучшим актером, никто не расстроится. Хотя это не лучший фильм о 90-х, и криминальная составляющая – как раз наименее интересное, что в нем есть: талант Акопова ярче проявляется во вполне мирных, бытовых, юмористических сценах, а не в драматических эпизодах с выстрелами, разборками и убийствами, самое эффектное из которых впрямую заимствовано из бессоновского «Леона».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александр Роднянский наградил на "Кинотавре" лучшие короткометражки

- Призываю вас отнестись к вашему участию в "Кинотавре", как к победе. Ваши картины попали в конкурс, они в каталоге, - обратился к участникам конкурса "Короткий метр" рулевой "Кинотавра" продюсер Александр Роднянский. - Весь мир, все без исключения международные кинофестивали отсматривают каталоги лидирующих национальных фестивалей, среди которых занимает почётное место "Кинотавр" (подробности)