Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды17 февраля 2019 22:04

Карьеру Джона Траволты испортили фантастические фильмы

Знаменитый актер 18 февраля отмечает 65-летие [видео]
Квентин Тарантино за шиворот вытащил Траволту из болота, дав ему роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве»

Квентин Тарантино за шиворот вытащил Траволту из болота, дав ему роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве»

Фото: кадр из фильма

С детства Джон Траволта любил танцевать. В интервью Vanity Fair он вспоминал, что в пять лет танцевал перед телевизором, подражая Джеймсу Кэгни в фильме «Янки дудль денди», хотя Кэгни был белым, а Траволте гораздо больше нравилось, как танцуют чернокожие. И уже в детстве он начал мечтать о том, чтобы стать кинозвездой. Надо сказать, что путь его не выглядит особенно тернистым. В 17 лет родители разрешили ему оставить школу на год, чтобы вместо учебы поработать в театре (школу в результате он так и не окончил). Он играл на сцене в мюзикле «Бриолин» (несколько лет спустя его киноверсия станет одним из его главных хитов), попался на глаза агенту, который обеспечил ему съемки в рекламных роликах…

Он мог сыграть в «Иисус Христос - суперзвезда»

А потом Джон отправился на другой конец страны - из Нью-Йорка в Голливуд. И там снялся в нескольких фильмах (например, в «Кэрри» Брайана де Пальмы - когда шли съемки, никто и не мог подумать, что экранизация Стивена Кинга со временем станет классикой). В гораздо большее количество фильмов он пробовался, но получил от ворот поворот (хотя его могли утвердить на заглавную роль в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»!) В итоге он получил главную роль в ситкоме «С возвращением, Коттер», и, с одной стороны, это была удача, с другой, как казалось некоторым, - приговор: вырваться из мира простеньких телевизионных комедий на большой экран было тогда делом практически невозможным. Считалось, что, если зритель привык видеть актера в ящике, он не пойдет на него в кино. И тем не менее австралийский продюсер Роберт Стигвуд подписал с Траволтой контракт на участие в трех фильмах, причем актеру был обещан гонорар в миллион долларов. Многие в Голливуде крутили пальцем у виска: миллион - вот за этого парня? Из ситкома?

Но первый же фильм из трех буквально взорвал Голливуд. Это была «Лихорадка субботнего вечера» (1977), социальная молодежная драма, в которой хватало нецензурной ругани и секса, а главное - отчаяния. Герой Траволты, юный продавец из магазина хозтоваров, мечтал вырваться из своей унылой судьбы, из жизни, в которой главное развлечение - танцульки по субботам. Это ни разу не мюзикл - но тем не менее сорок с лишним лет спустя многие ошибочно воспринимают его именно так. На саундтреке звучат несколько песен Bee Gees (в том числе знаменитые How Deep Is Your Love и Stayin’ Alive), и в нескольких сценах Траволта замечательно танцует. Именно «Лихорадка субботнего вечера» дала невероятный толчок моде на диско, которое в следующие несколько лет было самым популярным музыкальным стилем на планете. А Траволта в 24 года стал одним из самых молодых номинантов на премию «Оскар».

«Лихорадка субботнего вечера» дала невероятный толчок моде на диско

«Лихорадка субботнего вечера» дала невероятный толчок моде на диско

Фото: кадр из фильма

Еще через несколько лет Траволта снимется в «Городском ковбое» - фильме, который подхватит моду на совсем другой стиль, кантри и поспособствует его огромной популярности среди тех, кому диско не по вкусу. И третий фильм с Траволтой про музыку - тот самый ретромюзикл «Бриолин», действие которого разворачивалось в 50-е. Благодаря этим картинам Джон стал сверхновой суперзвездой, самым модным молодым актером в Штатах.

Уступил дорогу Ричарду Гиру

Но, как говорил один мудрец, огонь, который горит в два раза ярче, горит в два раза короче. После колоссального успеха карьера Траволты вдруг резко (и, казалось, необратимо) просела. Несколько провальных фильмов подряд привели к тому, что Траволта вообще отвернулся от Голливуда и не снимался целых четыре года. Самое обидное, что ему предлагали другие роли - вместо «Хорошей пары» и «Идеально» он мог сняться, например, в «Американском жиголо» и «Офицере и джентльмене». Но отказался. А оба фильма стали хитами - и сделали звездой молодого Ричарда Гира, который как раз согласился.

Единственным хитом Траволты за десять с лишним лет стала комедия «Посмотри, кто говорит». В начале 90-х он снимался в совсем уж проходных картинах - пока Квентин Тарантино рывком, за шиворот не вытащил Траволту из болота, дав ему роль Винсента Веги в «Криминальном чтиве». Вообще-то Тарантино писал ее для Майкла Мэдсена, а Траволта представлялся ему «очень, очень, очень хорошим запасным вариантом». На самом деле Тарантино предложил ему две роли на выбор - в «Чтиве» и фильме «От заката до рассвета», который делал вместе с лучшим другом Робертом Родригесом. «Вампиров я как-то не очень…» - сказал Траволта, сыграл Винсента, получил еще одну номинацию на «Оскар» и снова стал звездой. В тот момент, когда, по его собственным словам, «был уверен, что никогда больше не получу ролей ни в блокбастерах, ни в фильмах с оскаровскими амбициями». За роль он получил всего 150 000 долларов - а вскоре ему уже предлагали по 20 миллионов. Хитов у Траволты потом было немало, но… он сам все испортил.

Единственным хитом Траволты за десять с лишним лет стала комедия «Посмотри, кто говорит»

Единственным хитом Траволты за десять с лишним лет стала комедия «Посмотри, кто говорит»

Фото: кадр из фильма

Как известно, актер с середины 70-х состоит в церкви саентологии. Сценарий «Криминального чтива» он, кстати, показывал своему саентологическому начальству - едва услышав, что герой будет наркоманом и убийцей, начальство попыталось отговорить Джона от этого сомнительного проекта. В тот раз он, по счастью, не послушался совета. Но в 2000-м столкновение саентологии с кинематографом все-таки принесло печальные плоды.

Карьеру Джона Траволты испортили фантастические фильмы. Фото: Кадр из фильма

Карьеру Джона Траволты испортили фантастические фильмы. Фото: Кадр из фильма

Тогда Траволта осуществил проект мечты - выступил продюсером картины «Поле битвы - Земля» по роману основателя церкви Л. Рона Хаббарда и сыграл в картине главную роль - злого инопланетянина с дредами. Провал был самым оглушительным в его карьере. Фильм стоил 73 миллиона долларов, а в мировом прокате собрал меньше 30. Критик Роджер Эберт написал, что смотреть его примерно так же приятно, как ехать в автобусе рядом с бомжом. Траволта получил три антипремии «Золотая малина» - как продюсер худшего фильма, худший актер и еще в категории «Худшая экранная пара» (причем сформулировано это было безжалостно: «Худшая экранная пара - Джон Траволта и любой, кто появляется рядом с ним в кадре»). Репутацию актера эта несчастная картина не загубила, но очень сильно подмочила - что, впрочем, не заставило его отказаться от веры в идеалы Л. Рона Хаббарда.

Незабываемый танец с Умой Турман в «Криминальном чтиве». Фото: Кадр из фильма

Незабываемый танец с Умой Турман в «Криминальном чтиве». Фото: Кадр из фильма

Потерял сына

Траволта женился на актрисе Келли Престон (бывшей невесте Чарли Шина) в 1991 году, у них родился сначала сын Джетт, а потом дочь Элла Блю. В 2009 году 16-летний Джетт погиб, когда отдыхал с семьей на Багамах. Он был аутистом, в детстве страдал от синдрома Кавасаки, потом от эпилептических припадков - и один из них закончился смертью. По словам самого Траволты, он и Престон приходили в себя больше года; Келли вскоре родила еще одного сына.

Если не считать трагедии (а такие часто остаются незаживающими ранами), все в семье вроде бы гладко. А с другой стороны, про Траволту упорнее, чем про любого другого голливудского семьянина, поговаривают, что он на самом деле гей, и его брак с Престон - не более чем прикрытие… Актер героически отбивается от обвинений - в то время как все остальные раздумывают, бывает ли дым без огня.

Семья артиста: жена - актриса Келли Престон, дочка Элла Блю (справа) и сын Бенджамин.

Семья артиста: жена - актриса Келли Престон, дочка Элла Блю (справа) и сын Бенджамин.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Самые известные фильмы

«Лихорадка субботнего вечера» (1977)

«Криминальное чтиво» (1994)

«Достать коротышку» (1995)

«Сломанная стрела» (1996)

«Майкл» (1996)

«Без лица» (1997)

«Пароль «Рыба-меч» (2001)

«Лак для волос» (2007)

«Опасные пассажиры поезда 123» (2009)