Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество19 ноября 2017 20:10

В Черноголовке увековечили память пострадавших за веру и замученных в годы советского террора

В подмосковном городе освящен Поклонный Крест-памятник, установленный рядом с местом будущего храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских
Поклонный Крест в Черноголовке. По четырем сторонам от него - аллегории пострадавших от репрессий различных российских сословий: духовенства, крестьянства, дворянства, горожан. Фото: Татьяна Малыгина

Поклонный Крест в Черноголовке. По четырем сторонам от него - аллегории пострадавших от репрессий различных российских сословий: духовенства, крестьянства, дворянства, горожан. Фото: Татьяна Малыгина

На пустыре напротив серых панельных девятиэтажек - месте обычно тихом и пустынном - редчайшее для 20-тысячного города столпотворение. В дождливый ноябрьский день сотни человек собрались на освящение Поклонного Креста, недавно установленного здесь. Вокруг восьмиконечного православного Креста - монумент из четырех частей, крестов поменьше, рядом с каждым из которых - отдельные композиции: обмотанный цепью колокол, обвитый колючей проволокой сноп пшеницы, стиснутая железными прутьями книга и, наконец, кусок лагерного рельса.

В нишах металлического Креста - камни, привезенные из расстрельных полигонов со всей России. Фото: Татьяна Малыгина

В нишах металлического Креста - камни, привезенные из расстрельных полигонов со всей России. Фото: Татьяна Малыгина

Поклонный Крест и скульптурная группа вокруг появились рядом с тем местом, которое отведено генпланом Черноголовки под будущий храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. А посвящен Крест "памяти всех во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших" - именно такая надпись вскоре появится на нём. Памяти пострадавших за веру, безвинно замученных, сосланных, заключенных в тюрьмы и лагеря, расстрелянных после 1917 года в России и СССР. В конструкции металлического креста предусмотрены ниши, в которые вставлены камни с расстрельных российских полигонов - из Бутово, Левашово, Соловецкого монастыря и других мест мученической смерти тысяч и тысяч людей.

- В четырех аллегориях вокруг Креста я хотел отразить ту трагедию, которая выпала на долю всего русского народа. Среди новомучеников были не только представители духовенства, но и дворяне, крестьяне, городские обыватели - чиновники, ремесленники, учителя, купцы - представители огромного народа Российской империи. Безмолвный колокол как символ запрета на проповедь Слова Божия. Сноп хлеба, обвитый цепью, как символ несвободы. Лагерный рельс, который заменил колокольный звон на набат, поднимающий людей подневольного труда. И книга, которую невозможно открыть, потому что она тоже распята… В этих аллегориях я попытался сделать переход от Креста новозаветного к новомученикам - фактически, нашим современникам, - говорит автор идеи и куратор проекта, московский скульптор и художник-монументалист Артемий Родионов, создатель самого крупного в России памятника ученым (отцам-основателям Черноголовки Николаю Семенову и Федору Дубовицкому), ранее работавший над оформлением станций метро в Москве и Париже ("Маяковская", "Сретенский бульвар", "Славянский бульвар", " Новоясеневская").

"Мы выбрали металл. Это стальной крест , профилированный прокат, чтобы человек видел и понимал: это Крест XX века" - говорит автор композиции, скульптор Артемий Родионов. Фото: Татьяна Малыгина

"Мы выбрали металл. Это стальной крест , профилированный прокат, чтобы человек видел и понимал: это Крест XX века" - говорит автор композиции, скульптор Артемий Родионов. Фото: Татьяна Малыгина

- Этот Крест не столько против (убийств, террора, ГУЛАГА и т.д.), как бы не были мерзки эти явления, он ЗА. За людей, за их боль и страдания, пролитую кровь, которую мы не должны забывать. Он за их подвиг, мужество и терпение, за их сопротивление бесчеловечному и чудовищному режиму, за их Победу, - уверен протоирей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма Cвятителя Николая в селе Макарово под Черноголовкой.

В подмосковном наукограде Поклонный Крест сейчас горячо обсуждают. Еще бы - по масштабу, по цельности и точности высказывания на тему репрессий ничего подобного нет во всем Подмосковье. До совсем недавних пор - до открытия “Стены Скорби” Георгия Франгуляна на проспекте Сахарова - не было и в Москве. Правда, в отличие от столичного монумента, государство в реализации черноголовского проекта не участвовало: он выполнен исключительно на частные пожертвования. Своим впечатлением от увиденного в Черноголовке корреспондент “КП” попросил поделиться нескольких участников исторической конференции, которая прошла в черноголовском Доме Ученых после освящения Креста.

На освящении Креста дежурили скауты. Фото: Дмитрий Ермошкин

На освящении Креста дежурили скауты. Фото: Дмитрий Ермошкин

ДОСЛОВНО

Историк, писатель, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?» на телеканале «Культура» Феликс Разумовский:

“Дельцов у нас много, а деятелей - практически нет”

Это замечательная по точности и выразительности композиция. Черноголовка как город - город совершенно советский. До катастрофы 1917 года каждое место в России имело своё лицо, но большевики лишили народ и землю личностного начала. И вот теперь в этом городе вдруг появляется лицо, узнаваемая черта. Удивительно, что вся страна прошла через кошмар, но очень немного мест, где есть нечто подобное тому, что появилось в Черноголовке: сейчас, в дни “столетия”, такой памятник открылся только там. Поэтому это событие - историческое. Самая большая беда нынешних памятных дней и месяцев - их атмосфера: такая постмодернистская игра. Здесь же мы имеем дело с абсолютно серьезным явлением. Дельцов у нас много, а деятелей - практически нет, и крайне важно, что здесь нашлись деятели, нашлись такие люди - и прежде всего, отец Вячеслав Перевезенцев - которые довели идею до реализации.

Памятник в Черноголовке - один из уникальных проектов, которые абсолютно точно обозначают смысл того,что произошло с Россией в 1917 году. Это была трагедия, самоубийственный для страны и нации выбор. Если не затрагивать тему новомучеников и судьбы Церкви, мы оказываемся перед бессмыслицей: для чего всё это было, все эти жертвы? Но даже в ситуации духовного развала и всеобщего помрачения - в России есть духовная основа, и она - в подвиге тех людей, которые не испугались, не соблазнились, которые до конца стояли за Христа и Россию. Тогда в XX веке появляется громадный смысл.

На освящении Креста. На переднем плане - часть скульптурной композиции - аллегория крестьянства. Фото: Григорий Баханов

На освящении Креста. На переднем плане - часть скульптурной композиции - аллегория крестьянства. Фото: Григорий Баханов

Настоятель храма Св. Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы “Православная энциклопедия” протоиерей Алексей Уминский:

“Этот Крест-памятник - настоящий шедевр современного искусства”

На меня Крест-памятник в Черноголовке, вся эта композиция произвела очень сильное впечатление. Думаю, это одно из очень значимых произведений современного искусства, монументального в том числе, из тех памятников, которые посвящены памяти репрессий. С одной стороны, металлический Крест в центре этой композиции - это христианский символ. С другой, Крест давно уже перестал быть символом исключительно христианско-богослужебным и стал общемировым образом и символом жертвы, любви, страдания, в том числе невинной жертвы, невинного страдания; Крест часто используется не только христианскими художниками, но и вообще в современной изобразительной культуре. Можно вспомнить, например, Крест, который создал Вадим Сидур, памяти пострадавших в Освенциме, в фашистских лагерях, - помня о том, что сам Вадим Сидур не был христианином, он не был даже крещеным. Но даже для человека, который вырос из советской эпохи, знак креста являлся общемировым символом. Крест в Черноголовке странно возмутил какое-то количество (видимо, не очень культурно просвещенных) людей - с опасением, что это знак культа и знак христианской религии. На самом деле, это не так, потому что в данном случае Крест - это гораздо более обширный символ, который говорит о невинно убиенных, о страдании мира, о том страшном разломе, который произошел в человечестве, когда мир стал часто представлять собой общую могилу. Когда само человечество так легко соглашается на эти рвы с невинно убиенными. Конечно, Крест как символ в Черноголовке имеет общекультурное и общемировое, в том числе - и христианское - значение.

Те четыре образа, которые сопровождают этот Крест - образы невинно пострадавших среди крестьян, дворян, рабочих, научного сообщества, среди духовенства - они на самом деле исполнены удивительным образом, с таким проникновением, с очень сильным художественным выражением. Этот Крест и памятник является настоящим шедевром современного искусства. Не только современного христианского искусства, к которому он, без сомнения, принадлежит. Это знаковая композиция, о которой можно говорить и как о памятнике, и как просто об объекте культуры. Думаю, что о нем должны знать как можно больше людей. Это очень значимое событие и для Черноголовки, и вообще для нашей страны.

На освящение Поклонного Креста пришли сотни жителей Черноголовки

На освящение Поклонного Креста пришли сотни жителей Черноголовки

Настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа:

“Это очень интересная идея, которая удачно воплощена в жизнь”

Черноголовка - не простой город. Это наукоград, там живет интеллигенция, люди, которые оценивают общую ситуацию. Казалось бы, этот город непосредственно с памятью новомучеников не связан (хотя рядом с Черноголовкой есть село Макарово с Никольским храмом, прихожанкой которого была святая Александра Дьячкова, пострадавшая на Бутовском полигоне). Но большинство семей в России имеют своих пострадавших, которых мы, к великому сожалению, часто не помним. И этот Крест - знак, напоминание о памяти пострадавших. Было очень отрадно, что на освящении Креста было много народу (хотя Черноголовка не такой большой город) и что это было не только освящение - за ним последовала еще и конференция, собравшая много людей (в Дом Ученых пришло около трехсот человек). Состоялся глубокий разговор: историк Алексей Беглов дал историческую канву событий столетней давности, а выступавшие затем Феликс Разумовский, отец Алексей Уминский, я - постарались осветить вопросы, касающиеся духовной, исторической, психологической, социальной проблемы, связанной с трагическими событиями нашей истории в XX столетии. Это очень значимо сейчас, в дни столетней годовщины событий 17-года и восьмидесятилетия Большого террора, когда очень многие люди пострадали. Очень важно то, что мы отдаем должную память пострадавшим. Дай Бог, чтобы в Черноголовке появился храм, но тот памятник, что уже есть теперь там - значим сам по себе. Важно, что он сделан как реликварий, в который вставлены камни с тех мест, где пострадало много наших соотечественников. В том числе туда привезен и камень из Бутовского полигона. Это очень интересная идея, которая удачно воплощена в жизнь.

Скауты-разведчики дружины "Черноголовль" на освящении Поклонного Креста. Фото: bogorodsk-blago.ru

Скауты-разведчики дружины "Черноголовль" на освящении Поклонного Креста. Фото: bogorodsk-blago.ru

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Согласно официальной ведомственной статистике в 1937–1938 годах были арестованы более 1 600 000 человек, из них 680 тысяч - расстреляны. Только в 1937 году казнены более 80 000 священников и членов их семей, а всего с 1917 по 1957 год за веру пострадало более полумиллиона человек, 1596 человек причислены к лику святых.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Свердловской области открыли монумент «Маски скорби»

Под Екатеринбургом, на 12-ом километре Московского тракта, открыли монумент Эрнста Неизвестного «Маски скорби». Скульптурная композиция представляет собой две маски, одна из которых смотрит на восток, а другая – на запад. Высота скульптуры – три метра, общий вес – шесть тонн.

- Каждая маска состоит из трех частей. Когда мы производили формовку, а потом заливку масок, нам потребовалось 600 килограммов чистого металла. Никто в России не заливал такой объем единовременно. Можно сказать, что мы выполнили уникальную задачу. В этом и была сложность – получить большие отливки, как и задумывал Эрнст Неизвестный, – рассказывал ранее директор литейной мастерской, где создавалась скульптурная композиция, Иван Дубровин (подробности)