В документе о санкциях наконец-то перечислены конкретные «обиды» Америки в адрес Кремля
Фото: REUTERS
2 августа Дональд Трамп одобрил ранее принятый Конгрессом законопроект о новых санкциях США против РФ, который с этого момента принял форму действующего закона. Однако, судя по тому, что пишут об этом скандальном документе у нас, мало кто вообще ознакомился с его содержанием. Итак, отныне американские юрлица могут кредитовать российские фирмы не более чем на 14 дней, а также серьёзно ограничиваются в поддержке строительства российских экспортных трубопроводов. Но что ещё интересного в этом документе?
Официально он называется «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций» № 115-44 от 2 августа 2017 года. Причём слово «оппоненты» (Adversaries) может быть переведено как «противники» или даже «враги» — так что с первых строк вашингтонские элиты передают большой привет нашей либеральной интеллигенции, полагающей, будто Запад не считает Россию врагом.
Всего закон состоит из трёх глав (частей) — соответственно, касающихся Ирана, РФ и КНДР (именно в таком порядке). Уже сам этот перечислительный порядок косвенно указывает, что в качестве главной угрозы американцы рассматривают всё-таки Тегеран.
Итак, Иран обвиняется в «актах международного терроризма» и «поддержке ближневосточных движений «Хизболла» и ХАМАС, иракских спецотрядов, йеменских бойцов-хуситов, режима Башара Асада в Сирии и других группировок, осуществляющих насилие на Среднем Востоке», — говорится в документе.
Соответственно, санкциям можем подвергнуться любое лицо, осуществляющее «материальное взаимодействие» с Ираном для создания в Исламской республике баллистических ракет и другого оружия массового поражения. Также запрещается поставка в Иран танков, бронемашин, боевой авиации, ракетных установок и прочих вооружений («нарушителей конвенции», как нетрудно понять, ожидают «рестрикции»; нельзя исключать, что под них попадут и некоторые российские компании, занимающиеся оружейным экспортом в исламскую республику).
* * *
«Российский» подраздел документа называется «Акт о противодействии русскому влиянию в Европе и Евразии-2017». Именно так, «в Европе и Евразии», хотя первая географическая область, подобно матрёшке, входит во вторую; но не будем придираться к мелочам.
В пункте 251.3 документа говорится о «незаконной аннексии Крыма в 2014 году». Ранее в п. 222 Крым именуется «регионом Украины»
А далее — бинго! — в п. 257 прямо сказано: «Политика Соединённых Штатов заключается в том, чтобы (…) никогда не признавать незаконную аннексию Крыма правительством РФ, либо отделение любой части украинской территории посредством военной силы».
Опять-таки, привет нашим либералам, предлагающим «провести на полуострове ещё один референдум под контролем ООН, и тогда Запад всё признает».
Но есть и хорошие новости: президент своим указом может вывести какое-либо лицо из-под действий санкций, если последнее представит доказательства, что действовало «в силу заблуждения» и больше таких ошибок совершать не будет (пункт 222-b).
Другим условием отказа от части персональных санкций является «снижение количества и интенсивности кибератак, инициированных Правительством РФ». (Учитывая, что любой хакер средней руки после своего взлома может оставить «цифровые следы», ведущие хоть в Швейцарию, хоть Северную Корею, возникает вопрос, насколько вообще американские законодатели разбираются в современных кибертехнологиях.)
Возможно, по мысли Вашингтона, такая формулировка санкций должна внести раскол в российские элиты (который за предыдущие три года, однако, так и не произошёл).
На это же направлен пункт 241: в течение 180 дней с момента подписания закона Федказначество и американские спецслужбы должны составить «список главных политических фигур и олигархов, приближённых к российскому режиму». Что это за список и за какие «заслуги» туда должны включать неких «олигархов» — в документе говорится крайне размыто. Нетрудно подсчитать, что 180 дней, в течение которых США подготовят пофамильные «списки российской элиты», истекут в январе 2018 года, в разгар избирательной кампании по выборам президента РФ. Иными словами, Вашингтон вновь косвенно пытается дестабилизировать обстановку в российских верхах.
Ещё одно условие снятия санкций — «исполнение Россией минских соглашений» (что, опять-таки, вызывает вопросы, читали ли в США этот документ, основным «исполнителем» по которому должна выступать Украина).
* * *
Самое главное — в п. 252 наконец-то перечислены конкретные «обиды» Америки в адрес Кремля:
«Президент [США] должен обратиться к Правительству РФ [с требованием]:
А) Вывести все войска с территорий Грузии [Абхазии и Южной Осетии], Украины и Молдовы [Приднестровья];
B) вернуть границы этих территорий под контроль соответствующих правительств; и
C) прекратить усилия по подрыву законно избранных правительств указанных стран».
При этом закон требует ассигновать специальному «Фонду противодействия российскому влиянию» $250 млн на 2018-19 фискальный год.
Столь солидная сумма пойдёт на «защиту электоральных механизмов» от кибератак «русских хакеров»; поддержку демократии в странах Балканского полуострова, в Грузии, Молдавии и на Украине. И, конечно, на «строительство гражданского общества, поддержку СМИ и некоммерческих организаций для борьбы с российским влияниям и пропагандой».
Для достижения указанных целей будут использованы целевые гранты Национального фонда демократии, Балканского фонда демократии, Пражского центра гражданского общества и других подобных организаций.
Сверх того Госдепартамент (который в США выполняет функции министерства иностранных дел) в будущем году получает $30 млн на «развитие энергетической безопасности Украины». Глобальная цель — «поддержка усилий евразийских стран сократить зависимость от российских источников энергии» (п. 257).
Вот такой прекрасный документ, где крупнейшая держава мира прямо называет своих оппонентов «оккупантами» и другими нелестными словами. Прочитать оригинал этого закона любой желающий может на сайте Конгресса.
Чем ответит Россия?