Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика28 июля 2017 8:35

В «дорожной революции» Михаила Юревича всплывают новые фигуранты

Расследование криминальной эпопеи временами напоминает роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок»
Павел ЧЕРНЫШОВ

Экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу инкриминируется рекордная для России сумма взяток-откатов в размере 3,4 млрд. руб. И это, как говорят, еще не предел. Например, экс-губернатор Сахалина Хорошавин с ничтожными 522 миллионами вообще может не участвовать в нашем «рейтинге».

Напомним, что Юревич после отставки с поста губернатора избрался депутатом Госдумы, но пройти на второй срок ему не удалось, поэтому он, лишившись депутатской неприкосновенности, незамедлительно «отбыл на лечение» в Израиль. По мнению политолога Александра Подопригоры, получить в Израиле гражданство или вид на жительство ему не удалось, поэтому пришлось перебраться в Лондон – экстрадиция из Туманного Альбиона, как уже неоднократно опробовано российскими беглыми олигархами, практически невозможна.

Будучи в Лондоне, экс-губернатор пытается оспорить свой заочный арест в Верховном суде РФ, а тем временем по делу появляются новые подробности.

ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ

Большая часть инкриминируемых миллиардов связана с «главной темой» губернаторства Юревича - «Дорожной революцией». Ее размах впечатляет - с 2011 по 2013 год на строительство и капитальный ремонт дорог в Челябинской области было потрачено более 30 млрд. рублей.

Первым показания на экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича в деле о взятке в 3,4 млрд рублей, как сообщает агентство Ura.ru, дал экс-директор «Челябинскавтодора» Константин Овчинников. В настоящее время владеет 12,5% ООО «Технопарк». С ареста Овчинникова в 2014 году и началось расследование уголовного дела, в рамках которого бывшему главе региона собираются предъявить обвинение в получении взяток на миллиарды рублей.

«Константин Овчинников возглавил областное государственное предприятие «Челябинскавтодор» в мае 2010 года, сразу после инаугурации Михаила Юревичана на пост губернатора, - уточняют в агенстве. - А уволился уже после смены власти в регионе, через месяц, как Юревич ушел в отставку, в феврале 2014 года. Его арест в июне 2014 года породил массу слухов. По данным СК РФ по региону, Овчинников, будучи директором предприятия, получил взятку в 3 млн рублей от некоего лица за «услуги покровительства».

«Показания на Юревича дал не только Овчинников, но также бывший начальник управления муниципального заказа мэрии Челябинска Александр Артемьев, один из действующих чиновников в сфере дорожного строительства, представители бизнеса. А также несколько бывших высокопоставленных чиновников, близких к нему, из числа тех, кто уже осужден или только предстал перед судом», — уверяет «URA.RU» один из источников.

Но, как вы догадываетесь участников, «дорожной революции» гораздо больше. Познакомимся с ними поближе.

«Предприниматель» Башаев А.В., так же владеющий 12,5% ООО «Технопарк», контролирует ООО «Карабашское ДРСУ», «Аргаяшская ДПМК» и множество других дорожно-строительных предприятий, активно задействованных в «Дорожной революции»

Если связку Башаев-Овчинников-Юревич можно считать доказанной (хотя все ее участники, кроме экс-губернатора, отделались легким испугом) то, чтобы понять участие в «Дорожной революции» некоего Вильшенко С.Г., владеющего 75% ООО «Технопарк», надо копнуть поглубже и поближе познакомится с интересной фирмой ЗАО «ФОРБ» и ее «дочкой» АО «Амарант». Эти компании оказывают услуги по регистрации юридических лиц и продаже готовых компаний. Насчитывается 257 дочерних фирм. Во многих их них трудится генеральным директором некая Краснихина Е.Н.

Тут самое время перечитать «Золотого теленка», уж очень похожая схема, описанная в легендарном произведение Ильфа и Петрова, проворачивалась и с АО «Амарант»: «Как Фунту не знать «Геркулеса», если последние четыре отсидки были связаны непосредственно с этим учреждением! Вокруг «Геркулеса» кормилось несколько частных акционерных обществ» (Илья Ильф, Евгений Петров. Роман «Золотой теленок»).

ИНКОГНИТО ИЗ FORBES

В числе «дочек» ФОРБа и АО «Амарант» фигурируют компании, аффилированные с «Южуралавтобаном». В списке фирм «знакомые все лица» - это и АО «Южуралмост», ООО «Технопарк», ЗАО «Каслидорремстрой» а также:

- ООО «ВСК» - головная компания АО «Южуралмост» 30% доли которой владеет ЗАО «Южуралавтобан»

- ООО «СПРЭД» и ООО «Аргаяшская ДПМК» аффилированы с АО «Южуралмост» и ЗАО «Южуралавтобан»

ООО «Пластовское ДРСУ» ИНН 7416002346 аффилирована с компаниями АО «Южуралмост», ООО «СПРЭД» и ЗАО «Южуралавтобан»

В ООО «Магистраль» и ООО «Саткинское ДРСУ» аффилированное лицо - Краснихина Екатерина.

Но освоить бюджет это лишь часть задачи, надо же еще и вывезти. И тут полезной информацией к размышлению будет факт проживания сестры Вильшенко С.Г. в Лондоне.

Итак, кто же такой этот Сергей Вильшенко? Невероятно скромный молодой человек, умудрился до сих пор остаться практически инкогнито, даже в пространстве Всемирной паутины. Несмотря на патологическую скрытность, в 2014 он попал на страницы Forbes в контексте приватизации «Первой нерудной компании» (ПНК).

Forbes удивлялся, как «никому не известная компания из Челябинской области приобрела в июне 2014 года контрольный пакет «дочки» РЖД и ее крупнейшего поставщика щебня, обойдя лидера отрасли «Национальную нерудную компанию» возглавляемую Юрием Жуковым, которую к конкурсу не допустили. Как ей это удалось?».

Из статьи общественность наконец-то узнала, что Сергей Вильшенко - сын первого секретаря горкома КПСС, а позднее руководителя отделения ФСБ по Златоусту. Выпускник Южно-Уральского государственного университета 1998 года. В начале бизнес-карьеры занимался строительным и дорожным бизнесом в Челябинской области, был партнером проекта по разработке щебеночного карьера в Бердяуше. В 2009 году был назначен коммерческим директором Торговый дом «РЖД».

После упразднения Министерства путей сообщения порядка 18 щебёночных заводов вошли в «Первую нерудную компанию» (ПНК) — дочернее предприятие РЖД и основного поставщика щебня для монополии. В октябре 2011 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о продаже 75% минус две акции ПНК частному инвестору.

В апреле 2012 года заявку на приобретение ПНК подали «Нерудная компания «Бердяуш» из Челябинской области и «Южуралавтобан» из Магнитогорска. Конкурс выиграл НК «Бердяуш» и получила полный контроль над ПНК. В ООО «Управляющая компания ПНК» Вильшенко принадлежало 49%.

«НЕ ЗАНИМАЛ,.. НЕ ВЛАДЕЛ...»

Мы попытались разобраться в этой ситуации подробнее и обратились за комментариями к основным участникам сделки.

Выйти на законспирированного Вильшенко и его представителей нам так и не удалось, а вот от ОАО «ПНК» был получен официальный ответ.

Цитируем:

«По имеющейся информации, Вильшенко Сергей Геннадьевич являлся участником общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ПНК» (ОГРН 1147746891841), владея долей в размере 49 % уставного капитала в период с 06.08.2014 по 15.08.2016, а также занимал следующие должности в органах управления юридических лиц:

открытое акционерное общество «Первая нерудная компания» (ОГРН 1087746575652) - член Совета директоров в период с 07.07.2014 по 30.12.2015;

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ПНК» (ОГРН 1147746891841) - член Совета директоров в период с 12.08.2015 по 21.09.2016.

Должности в органах управления в обществе с ограниченной ответственностью «ПНК-Урал» (прежнее наименование – общество с ограниченной ответственностью «Нерудная компания «Бердяуш», ОГРН 1097417000560), по имеющейся информации, Вильшенко С.Г. не занимал, долями в уставном капитале указанного общества не владел».

В МУТНОЙ ВОДИЦЕ

Все, конец истории, становится очевидно, что Вильшенко С.Г. не имеет отношения к новейшей истории ОАО «ПНК» и скорее всего присутствовал в сделке как представитель РЖД.

Однако щебеночной продукцией не ограничивается сфера интересов Вильшенко С.Г. в РЖД.

26.09.2016 Электронная газета «Век» в материале «А и Б сидят на РЖД…» пишет:

«Схема вывода денег проста, как все гениальное. Суть её в том, чтобы между заказчиком и РЖД, выполняющими перевозки, аккуратно вставить несколько фирм-посредников в виде неких логистических компаний, связанных с РЖД. Они получают полный контроль над контрактами на поставки, диктуют клиентам свои условия и получают немалую прибыль. С государством ею, естественно, делиться не спешат. Более того: посредникам очень удобно оставаться непрозрачными – в учредителях некоторых таких компаний значатся фирмы-оффшоры, зарегистрированные, к примеру, на Кипре. Одна из таких цепочек образовалась 4 года назад, когда филиал ОАО «РЖД» - Центральная дирекция по ремонту пути (ЦДРП) провела тендер на услуги транспортной экспедиции. «Азия-Транс» (Номинальный владелец – компания ЗАО «Форб» имеет признаки «массового» регистратора) – получил 74% перевозок РЖД. Через некоторое время Владимир Гаца (заместитель начальника ЦДРП) сменил место работы и стал гендиректором НК «Бердяуш». В 2014 г. он был назначен генеральным директором ООО «ТК Азия-Транс».

И снова ЗАО «ФОРБ», АО «Амарант» и Краснихина Екатерина.

Подозреваем, что коммерческая структура полностью регламентировала и контролировала выполнение заказов в государственном ведомстве, устанавливала цены, получала дополнительную прибыль и всячески использовала административно-хозяйственный ресурс себе во благо. А железнодорожный монополист умудрялся с их помощью фактически покупать услуги у самого себя, пропуская средства через посредников и затем растворяя большую их часть в подконтрольных коммерческих структурах. Сергей Вильшенко на сегодня является главным бенифициаром «Азия-Транса» через АО «Амарант» и Краснихину Екатерину.

«По крайней мере, именно «свои», «карманные» организации всегда получали главенствующие позиции в любом проекте. А железнодорожный монополист умудрялся с их помощью фактически покупать услуги у самого себя, пропуская средства через посредников и затем растворяя большую их часть в подконтрольных коммерческих структурах», - читаем тот же «Век».

В августе 2015 года был объявлен очередной конкурс на перевозки щебеночной продукции для нужд путевого комплекса РЖД. Но тут у монополиста сменился президент, и новое руководство железных дорог попыталось все-таки навести в системе порядок. Однако коммерсантов голыми руками взять не удалось. В начале 2016 года прошел новый конкурс на поставки стройматериалов. Среди трех участников победу уверенно одержало АО «ФГК» (Федеральная грузовая компания), в которое по схеме простого товарищества вошли уже известные нам «ТТК-Транс» и «ТК «Азия-Транс», а также сама ФГК».

Уточним - ООО «ТК Азия Транс», ИНН 7728225683, дочка АО «Амарант» (1% доли владеет Краснихина Е.Н).

Самое удивительное в этой истории, не то, что Башаев-Овчинников на «свободе с чистой совестью», а то, что вся группа лиц – Вильшенко, Башаев, Краснихина, и другие, по-прежнему занимаются масштабными государственными проектами. Однако все мы помним судьбу Остапа Бендера и вряд ли кто то хочет ее повторения для себя.

Кстати, по мнению литературоведов, возможным прототипом одного из главных героев романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» А.Корейко стал известный в дореволюционной России делец Константин Михайлович Коровко, который накануне Первой мировой войны был осужден за присвоение средств акционерных обществ, однако благополучно пережил Октябрьскую революцию 1917 года, успев побывать уполномоченным Наркомпроса на Восточном фронте. В 1920 году осужден за хищения, но освободился досрочно, пересёк румынскую границу и исчез в 1923 году.