Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире16 апреля 2017 22:05

Выборы султана в Турции - это начало гражданской войны?

Предварительные итоги референдума о превращении нашего южного соседа в президентскую республику говорят о том, что в турецком обществе - гигантский раскол
Предварительные итоги референдума о превращении нашего южного соседа в президентскую республику говорят о том, что в турецком обществе - гигантский раскол

Предварительные итоги референдума о превращении нашего южного соседа в президентскую республику говорят о том, что в турецком обществе - гигантский раскол

Фото: REUTERS

Действующего президента Турции Эрдогана иронически зовут султаном. Он и впрямь мечтал стать полновластным правителем своей страны, но все никак не сбывалось. С огромным скрипом он потащил турок на референдум, меняющий их конституционный строй и резко расширяющий его полномочия. Судя по всему, и сейчас ему не удалось добиться убедительной победы.

Результаты референдума – спорные, оппозиция их пока не признает, хотя Эрдоган уже объявил о своей победе. Пока не признала это и избирательная комиссия. Но и по статистике Эрдогана, разрыв представляется очень небольшим, 51 процент за него, 49 - против.

Еще хуже для Эрдогана то, что три крупнейших города Турции: Стамбул, Анкара и Измир - проголосовали против проекта изменения конституции. Против проголосовали турки в европейской части Турции, против проголосовали в туристской Анталии. Против проголосовали турецкие граждане в Европе. С такими результатами трудно радикально перекроить систему правления, как этого хочет Эрдоган. Но, зная его решительный характер, можно предположить, что он попытается.

По новой конституции Эрдоган сможет править еще десять лет, а то и дольше. Он будет сам назначать министров, должность премьера будет ликвидирована, военным запретят заниматься политикой. Президент станет полновластным хозяином Турции. Если бы ему удалось победить с заметным перевесом, можно было бы говорить о «султане Эрдогане» без иронии. Но в этих обстоятельствах, когда города проголосовали «против», а оппозиция требует пересчета, совсем не очевидно, что действующий президент приобретет желанное могущество. Конституция – конституцией, но реальность определяет.

Для России это приемлемый результат. Наша страна поддержала Эрдогана, когда ему угрожал госпереворот. Президент Путин протянул ему руку помощи - прошлый кризис, вызванный потерей российского бомбардировщика, был забыт. Казалось, Эрдоган смирился со стабилизацией в Сирии и с упрочением власти сирийского президента Башара Асада.

Но новый поворот американского президента Дональда Трампа, который внезапно решил ввязаться в дела Сирии, вызвал очередной поворот и в политике Эрдогана. Турция поддержала фейковую версию «Белых касок» о газовой атаке на мирных жителей. Эрдоган снова заговорил о бесполетных зонах в Сирии.

На российскую политику по Турции влияет и то, что прочие крупные силы Турции настроены про-американски и против России. Эрдоган – не сказка, но и его оппоненты не лучше.

По большому счету, конституционные перемены в Турции – это турецкое внутреннее дело. Но политика в Сирии напрямую касается России. Пока представляется, что Эрдоган мечется от одной позиции к другой, поддерживает исламистов в Сирии. Хотелось бы, чтобы Эрдоган помнил о том, что без дружбы с Россией ему будет крайне трудно - в особенности, когда к нему очень настороженно относятся страны ЕС. Государства Европейского союза, в который Турция стремится попасть уже десятки лет, но все никак…