Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество19 апреля 2016 8:15

С точностью до запятой

Об отношении к инвалидам, ответственности журналистов и вкусах аудитории
Владимир Мамонтов высказался об отношении к инвалидам, ответственности журналистов и вкусах аудитории

Владимир Мамонтов высказался об отношении к инвалидам, ответственности журналистов и вкусах аудитории

Фото: Евгения ГУСЕВА

Колея – понятие неоднозначное. С железнодорожной не свернешь, и слава Богу, а на просёлочной увязнешь.

В журналистике, как и в остальной жизни, тоже есть свои колеи. Полезные, спасительные – и не очень. Не так давно журналист очень известной газеты написал колонку про инвалидов. Ну, как в добропорядочном обществе положено писать про инвалидов? Колея проложена: бездушный чиновник, кривой пандус, хождение по мукам, безрукий ежегодно испрашивает подтверждения, что рука не отросла, у строгой комиссии – и так далее.

Журналист же наш, человек нестандартный, пытливый и не всегда политкорректный взял – да и написал о другом. Воспользовался визитом в страну Ника Вуйчича, одного из самых известных в мире инвалидов. Символа сопротивления злому року. Читаешь – мурашки по коже: «В глубине души все люди – или почти все – испытывают к своему кумиру жалость, а то и отвращение. Это очень глубоко запрятанные чувства, в которых они сами себе не признаются никогда. Но ничего чудовищного в этом нет. Отвращение к «уродству», к болезни и к самой смерти заложено в нас эволюцией, естественным отбором, без которого на земле до сих пор в лужах копошилась бы протоплазма – и к ней сводилась бы вся жизнь. Дефектные особи не должны дать потомства. Лучше, чтобы они сразу умерли. И ни в коем случае нельзя допускать инвалидов на вершину социальной пирамиды. Потому что у богатого и обладающего властью всегда будет возможность продлить свой род, даже если природа обделила”.

Потом журналист касается сложных вопросов генетики, того, как христианство завершило переворот сознания, начатый отношением к слепому Гомеру - в противовес недоношенным младенцам Спарты, которых, как известно, сбрасывали со скалы. Всё по делу, ведя к выводу, что хотя естественный отбор спартанского типа и прекратился, зато мы получили недвижного, но гениального Стивена Хокинга и узнали от него, как «Большой взрыв», возможно, породил нашу Вселенную.

Но дальше процитированного абзаца никто не читает. Ну, почти никто. Вот кто уж точно инвалиды! «Многа букав» они «ниасиливают»: они видят «дефектные особи не должны дать потомства» - им достаточно. Они уже всё поняли. С этого места надо возмущаться и ненавидеть. Так положено. Так принято. Это красиво и толерантно. Так сделают «все». Дальше по отношению к автору в ход идёт старинное «Ату его!», а как хором осудить (если не сказать, затравить) человека с помощью последних достижений интернет-технологий наш нетерпеливый читатель знает. Таким образом журналист, за пару дней получил несколько тысяч стандартных посланий в сети «Сдохни, мразь!», а газета сняла материал с сайта.

И правильно сделала. Почему? Потому что журналист обязан понимать, на какую аудиторию работает. Плохо это или хорошо, но нельзя сегодня, после блистательной реформы образования и десятилетий интернет-оболванивания, требовать от читателя, чтобы он вник в такие понятия, как «косвенная речь». Чтобы он уловил сарказм автора. Тем более, что и сарказм, и косвенность речи про «особей», автор не особенно мастеровито исполнил. Не с точностью до запятой. Хошь понимай как сарказм, хошь как «пощечину общественому вкусу».

Тем более, что тому вкусу он безжалостно и в самую тютельку заехал: а чего это ты, милок, готов семь тысяч заплатить за шоу с Ником Вуйчичем, а мимо бабки из подъезда, что по ступенькам карабкается, тенью проскакиваешь? Высоконравственно молотить в интернетное бездонное болото «Сдохни!» могёшь часами, а родная мать у тебя на кухне плачет, ищет к тебе, продвинутому недорослю, подход: она ж, недалёкая, не знает, что надо по «Вотсапу». По «Телеграму». С ником «motherofdragons».

Случаем, разумеется, воспользовались и идейные противники нашей народной газеты, умудрившейся снова стать центром общественного внимания. Они, разумеется, всё дочитали до конца. Но сделали вид, что не дочитали, а быстренько сочинили заметки с яркими заголовками «Любимая газета президента считает инвалидов «дефективными особями» и, довольно потирая ручонки, стали подсчитывать свои дивиденды борьбы с «кровавым режимом».

А ведь пока идёт вся эта медийная кутерьма, учёные-генетики, которым по определению чужда толерантность, они со студенчества дрозофилам лапки обрывают, с тревогой предупреждают: подходит время расплатиться за нашу гуманность. За выхаживание слабых. За водичку, из которой давно изгнана последняя бактерия. За антибиотики, за прививки: остановка естественного отбора, сделавшего человека человеком, приводит к накоплению «вредных» мутаций, мы слабеем, глупеем, и, по-моему, рассматриваемый случай является тому наглядным подтверждением. Это не значит, что, видя опасность, мы должны опять обучиться сбрасывать увечных со скалы! Но надо выдумывать компенсаторные механизмы, которые плюсы гуманизма (выходили родившегося нежильцом Сашеньку – и получили генералиссимуса Суворова, который перешел Альпы), делали бы весомей минусов. Парадоксальная сила человеческой природы в том, что выдумают их, возможно, те самые по-своему гениальные, окруженные заботой, аутисты, которые за последние поколения стали рождаться в разы чаще. Как раз благодаря победе антибактериального мыла над «вульгарным дарвинизмом».

...Пеняя коллеге за неточность в формулировке чувствительных тем, вынужден признать, что и сам не чужд колеи: пишу длинно, не раз вспоминал Спарту, несчастных младенцев. Оказывается, тому нет документальных подтверждений. Въедливые археологи перекопали всю земельку под обрывом и обнаружили 18 (восемнадцать) скелетов. Да и то взрослых. Конечно в Спарте не выхаживали 500-грамовых малышат, но и не швыряли их с откоса: выдумали это афиняне, которые вели против спартанцев информационную войну. Расчеловечивали их.

Но это узнают только те, кто дочитает заметку до конца.

Текст написан для журнала "Татарстан".