Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество31 августа 2015 13:15

В падении демона обвинили героя «Мастера и Маргариты»

По электронной почте прислали анонимку на директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова [аудио]
Алена БЕЗМЕНОВА
Демон с дома на Лахтинской переполошил весь город.

Демон с дома на Лахтинской переполошил весь город.

Не успели активисты собраться на митинг, как таинственный промышленный альпинист, представившийся Андреем, написал открытое письмо, в котором назвал заказчиком падения Мефистофеля директора музея «Исаакиевский собор» и актера, исполнившего роль Арчибальда Арчибальдовича, метрдотеля Грибоедовского ресторана в сериале «Мастер и Маргарита», Николая Бурова. Тот якобы попросил снять барельеф и даже предоставил бумаги, доказывающие, что все легально.

В качестве проверки слуха мы решили позвонить директору музея «Исаакиевский собор» и спросить прямо.

- Можете сразу записать мою реакцию - бред, - начал разговор Николай Буров. - Сегодня же обращусь в прокуратуру.

- Кому, по-вашему, могут быть выгодны такие слухи?

- Представления не имею. Знаете, я психиатрией не занимался никогда.

- А что думаете о заказчиках снятия барельефа?

- Представления не имею. Если бы я хотя бы понимал мотивы. А сейчас это попытка создать дымовую завесу, чтобы как можно больше замести следы, - подытожил директор музея «Исаакиевский собор».

Заметим, с 26 августа, когда обнаружили пропажу барельефа, прошло меньше недели, и за это время было уже два громких признания. Вначале «рубаху на груди» порвали анонимные «Казаки Петербурга», взяв на себя ответственность за пропажу Мефистофеля. К слову, их открытое письмо тоже пришло журналистам по почте. Теперь появилось послание от альпиниста.

Вот только до сих пор авторов этой корреспонденции не задержали. Вероятно, письма нужны, чтобы запутать следствие. Пока полиция не раскрывает подробностей расследования уголовного дела по статье «Уничтожение объектов культурного наследия». Однако известно, что у стражей порядка уже есть подозреваемые.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Петербуржцев зовут на митинг за сохранение города

Письмо с просьбой согласовать митинг отправили в понедельник. В качестве площадки для сбора предложили три места: у театра «Балтийский дом», на площади Ленина, напротив Финляндского вокзала и на Марсовом поле.

- Мы рассчитываем, что митинг поддержат несколько тысяч человек, - рассказал «Комсомолке» депутат Александр Кобринский.

И это не предел. На народный сход, который прошел в воскресенье на узенькой Лахтинской улице, у дома, где все случилось, собрались по разным подсчетам от пятисот до тысячи человек.

- Важно, что людям не все равно, - говорит Кобринский.

Митингом рассчитывают предать делу о сбитом Мефистофеле еще больший резонанс, чтобы следователи искали заказчиков и исполнителей еще тщательнее. К тому же весь город должен понять, нельзя просто взять и разрушить памятник и остаться безнаказанным.

Если все согласуют, а ответ рассчитывают получить в течение недели после запроса, неравнодушных ждут 12 сентября в 14.00. Точное место пока неизвестно.

- Мы постоянно теряем элементы декора, - признался «Комсомолке» архитектор, председатель Совета по сохранению архитектурного и исторического наследия Петербурга Рафаэль Даянов. – Перед реставрацией домов мы обращаемся за помощью в Государственный исторический архив, в архив кино и фотодокументов. И выясняется, что декор был иным. Многие элементы утеряны во время подновления фасадов в шестидесятые годы прошлого века.

Первоначальные проекты архитекторов пытаются восстановить по сохранившимся рисункам, фотографиям.

- Очень много утеряно металлодекора, на дореволюционных домах исторические решетки заменили типовыми, которые разработали в Ленниипроекте в середине прошлого века.

В это воскресенье на Лахтинской прошел народный сход

В это воскресенье на Лахтинской прошел народный сход

Фото: Александр ГЛУЗ

ВОПРОС РЕБРОМ

Кого изобразил архитектор?

Загадку «Дома с Мефистофелем» не так легко разгадать. Архитектор Александр Лишневский не объяснил, для чего он использовал довольно специфический декор на фасаде собственного доходного дома на Лахтинской улице в Петербурге. Оставил возможность поразмышлять над символами потомкам. Версий, кто же венчает здание – несколько. Кто-то видит в барельефе демона Малфаса, одно из обличий которого – ворон. Кто-то уверен, что это Федор Шаляпин в сценическом образе Мефистофеля. Последние, вероятно, ближе к истине. Вандалы сбили Мефистофеля, но «сохранили» вторую часть композиции – неведомую птицу.

- Это и не птица вовсе, это – чумной доктор, - предположили любители петербургской архитектуры.

Действительно, если вооружиться томиком «Фауста» Гете, складывается вполне себе цельная картина. Доктор Фауст со своим отцом долгие годы лечили горожан от чумы и черной оспы, он-то и скрывается за образом птицы. А чуть ниже – Мефистофель в суфлерской будке, строго по тексту - «Мое призванье - шепот, подговор. Черт - прирожденный, записной суфлер».

В этой же сцене в Рыцарском зале присутствует и архитектор:

«Вот в чем античность? Мне она тогда

Своей тяжеловесностью чужда.

В противность этой грубости невольно

На ум приходит свод остроугольный».

Александр Лишневский помещает своих Фауста и Мефистофеля в остроугольный фронтон, который венчает дом на Лахтинской, будто следуя словам Гете.

Исследователи творчества Александра Лишневского теме символов особого значения не предавали.

- Никакой информации об этом изображении нет, - заверил «Комсомолку» председатель Совета по архитектурному и историческому наследию Союза архитекторов Петербурга Рафаэль Даянов. – Подобные птицы довольно характерны для эпохи модерна, особенно много их в Финляндии и Швеции.

- Никаких документов по поводу того, что изображено на доме Лишневского, нет, - уточнил Доктор искусствоведения, профессор Владимир Лисовский. – Я допускаю, что может быть что-то не обнаружено. Декор создавал, скорее всего, сам Александр Лишневский. Он прекрасно работал над образами. Скорее всего, он создал эскиз, а по нему вылепили барельеф.