Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия6 июля 2011 22:00

Катастрофа Ту-134: Виноваты экипаж самолета и аэропорт Петрозаводска?

Похоже, свалить все на одного погибшего пилота не удастся...
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Стали известны предварительные итоги расследования причин падения под Петрозаводском Ту-134 (эта трагедия унесла жизни более 40 пассажиров и экипажа).

Ранее в прессе была озвучена одна из основных версий авиакатастрофы: самолет имел неисправности, из-за которых пилот не смог посадить «тушку». Однако, как нам сообщил источник в Следственном комитете (то же самое подтверждает и Межгосударственный авиационный комитет - МАК), самописцы самолета расшифрованы, и полученные данные уже позволили сделать однозначный вывод о том, что самолет был полностью исправен.

Горючего хватало

По данным расшифровки «черных ящиков», двигатели у самолета не отказывали, а исправно работали до самого столкновения «тушки» с землей. Не было никаких сбоев и в оборудовании. Ранее предполагалось, что в самолете было на исходе ­топливо, из-за чего экипаж и не пошел на второй круг. Однако, как выяснилось, топлива имелось предостаточно. Более того, пилоты даже не успели понять, что происходит. Они не посылали сообщений о помощи, не переговаривались друг с другом: мол, всё, мы теряем высоту, падаем. Столкновение с землей произошло в секунды, ­неожиданно для экипажа...

Тогда была плохая видимость - туман. А перед заходом на посадку в аэропорту погасли взлетно-посадочные огни. Следственный комитет сейчас устанавливает, в какой именно момент погасли огни и почему - самолет ли это порвал ЛЭП (в этом случае зажглось бы резервное освещение). Или это ­аэропорт почему-то не «сигналил» самолету. Руководство аэропорта Петрозаводска уже отрапортовало, что они не виноваты в отключении электроэнергии. Однако у следователя СК своя версия событий. Если она будет доказана, то руководство ­аэропорта могут привлечь к ответственности за гибель пассажиров разбившегося самолета, среди которых были работники Росатома, выполнявшие заграничные контракты, и иностранцы. Кроме того, в СК рассматривается и версия ­теракта. Среди пассажиров находились два очень влиятельных человека, которых, по версии СК, кому-то нужно было ликвидировать... По словам нашего источника в СК, в крушении Ту-134 еще есть белые пятна, и списывать всю вину на непрофессионализм пилота, который не смог посадить борт, пока рано.

И все же авиаспециалисты едины в мнении: управлял самолетом плохо подготовленный летчик. Он, в прошлом вертолетчик, видимо, привык определять высоту на глазок, мало обращая внимание на «подсказки» приборов самолета, которые работали исправно.

Расшифровка самописцев показала, что прибор подал сигнал, но пилот, не обращая внимания на радиокомплекс, повел самолет не по стрелке, а выглядывая высоту визуально...

- Командиром экипажа был бывший вертолетчик, которого переучили управлять самолетом. Возникает вопрос: кто переучивал? Разве они не должны нести ­ответственность за своего выпускника? - говорит экcперт, заслуженный летчик России Владимир Герасимов. - Если летчик с младых ногтей не усвоил посадку самолета по приборам, то в критической ситуации он будет действовать по старой привычке, как вертолетчик, - искать землю глазами. Ведь вертолет обычно летает невысоко над землей днем на низких скоростях, а тот, кто им управляет, сидит за штурвалом и смотрит на землю. Самолет - это другое. И встает вопрос: можно ли доверять переученным вертолетчикам осуществлять пассажирские перевозки? А между тем сегодня Министерством транспорта разрешено переучивать на пилотов пассажирских самолетов даже штурманов и радистов... Качество обучения вызывает массу нареканий. Сегодня делают упор на то, что во время крушения под Петрозаводском были плохие погодные условия, сильный туман. Да для опытного пилота туман не проблема! - возмущается Герасимов.

По данным Следственного комитета, командир экипажа почему-то не сам пытался посадить самолет, а отдал штурвал второму пилоту, чья летная подготовка также вызывает много вопросов.

-В ухудшенных условиях только командир самолета должен осуществлять посадку. Именно командир отвечает за все и несет ответственность. И если в этой ситуации командир этого не сделал, значит, он совершил должностное преступление, - пояснил «КП» замдиректора авиакомпании «Волга-Днепр», летчик первого класса Владимир Ромаданов. - Поступок командира не имеет объяснения. Кстати, по моим данным, ранее этот человек работал в авиакомпании «ЮТэйр», где им были недовольны.

Пятая катастрофа

- Трагическое событие произошло из-за ошибочных действий членов экипажа. Они попали в такую ситуацию, когда выхода уже нет. Но сегодня мы должны найти причину этой страшной ошибки. А она, на мой взгляд, кроется в организации летной работы. Комиссия просто обязана проверить организацию летной работы в том подразделении, где работал этот экипаж. А экипаж, оказывается, летал на вертолетах в ­Республике Коми. Там же переучивался летать на самолетах. Этого пилота ввели в командиры, но поняли, что совершили ошибку, и выгнали оттуда. После чего его и приютила компания ­«РусЭйр». Там он совершил три или четыре грубые посадки, за что его собирались перевести во вторые пилоты.

Но если сегодня расследование закончится тем, что всю вину возложат только на погибшего летчика, как это часто у нас бывает, то, на мой взгляд, это будет необъективный итог. Должны нести ответственность те, кто его переучивал, кто принимал на работу. В итоге виноваты не те, кто в летных кабинах, а начальники в кабинетах, которые все это разгильдяйство и халатность допускают, - считает Герасимов. - Ведь последняя катастрофа - это уже не случайность, а закономерность. По счету это пятая катастрофа в России, когда пилот пытался посадить самолет не по приборам, а визуально. Она один в один напоминает авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб президент Польши. Там тоже пилот пытался посадить самолет не по приборам. Но ведь пилота этого, как и у нас, готовило государство, - подчеркивает Герасимов. - В Польше нет даже программной подготовки пилотов, а у нас она давно перестала дотягивать до должного уровня... И нужно говорить не о случайности, а о закономерности.

Сам Герасимов как раз говорит о закономерности. На днях он выпустил книгу «Тайны авиакатастроф», в которой дал подробный анализ самых громких крушений пассажирских самолетов. Одна из наиболее резонансных из них - падение самолета с президентом Польши на борту...

ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ

«Наверное, их так научили»

«...В программу управления двигателями автоматом тяги ограничения внесены не были, и он (пилот самолета, на котором летел польский президент) продолжал двигать рычаги управления во всем диапазоне - от малого глаза до взлетного. Это могло провоцировать увеличение вертикальной скорости снижения и затягивание самолета в крутое пикирование даже при своевременных и правильных действиях пилотов. Малейшее же запаздывание или несинхронность дачи взлетного режима с обязательным одновременным взятием штурвала на себя для вывода самолета из снижения и перевода его в набор высоты может и эту, казалось бы безопасную, высоту сделать недостаточной. Знал ли об этих особенностях самолета польский экипаж? Видел ли он где-либо графики, убедительно свидетельствующие о серьезной опасности отмеченных в них особенностей самолета Ту-154? Уверен, что нет! Впрочем, как и тысячи других пилотов, летавших да и сейчас летающих на Ту-154. Этих «ярких картинок» нет ни в одном из многочисленных эксплуатационных документов, в том числе и в главном из них - «Руководстве по летной эксплуатации самолета Ту-154». Они есть только в книге «Аэродинамика и динамика полета турбореактивных самолетов», написанной ведущим аэродинамиком КБ имени А. Н. Туполева Тевелем Иосифовичем Лигумом. Однако пилоты не большие любители чтения книг, пусть даже и необходимых для их профессии. Исключение составляют только случаи переучивания на новую технику, да и то лишь для того, чтобы сдать зачет.

Печально, но опять приходится констатировать недоученность, слабые знания. Как совершенно справедливо заметил в одном из своих интервью полномочный представитель Республики Польша Эдмунд Клих: «Я не знаю, почему экипаж так поступил. Наверное, их так научили». И он абсолютно прав, потому что пилот учится всю свою жизнь, постоянно сдает какие-то экзамены, выполняет контрольно-проверочные полеты».