2018-02-21T23:01:06+03:00

Смирение - сила или слабость православия?

"Это не потупленный взор и жизнь с ощущением собственного ничтожества. А защита человека от стихий, способных разрушить его внутренний мир", - считает гость "Прощеного воскресенья" ректор Российского Православного университета игумен Петр (Еремеев)
Поделиться:
Комментарии: comments135
Изменить размер текста:

Елена Чинкова: - Что такое смирение, друзья, в вашем понимании? Это слабость или сила нашей веры? Вот смотрите, глава государства должен обладать и политической волей, отражать нападки как внутренних, так и внешних врагов. И в то же время православный человек должен не забывать про такую добродетель, как смирение. Как все это может сочетаться в одном человеке?

Игумен Петр Еремеев: - Во-первых, нужно понять, что такое смирение. Сегодня бытует много различных версий об этом качестве души или свойстве души человека. Поэтому давайте посмотрим, что такое смирение в понимании Священного Писания и традиции Православной Церкви?

Смирение – это духовный, душевный настрой, приобретаемый и воспитываемый в человеке, который означает умиротворенность человека, его защищенность от стихий, способных разрушить его внутренний мир. То есть, смирение - это приобретение такого качества личности, когда она приобретает настоящую свободу. Именно поэтому смирение, вопреки бытующему мнению это не потупленный взор и инфантильность, не жизнь с ощущением собственного ничтожества.

Смирение принципиально иное качество духовной жизни человека. Вот, глава государства. Или, допустим, отец семейства или директор завода. Христианин. Естественно, у него есть внутренние и внешние проблемы. Чем выше человек, чем больше у него круг общения и возможностей, тем больше проблема и даже врагов порой бывает.

И он христианин. Как ему поступать? Тем более, если мы говорим о смирении, как об одной их христианских добродетелей. Поступать он будет адекватно возникшей угрозе, но и сохраняя внутренний мир, внутреннюю свободу. Приобретая смирение, мы приобретаем такое мировоззрение благодаря которому, которым мы можем спокойно оценивать все происходящие события и предпринимать такие действия, которые не будут разрушать нашу личность, наш внутренний мир. Иной человек реагирует на раздражающие факторы, как? Раздражается, начинает гневаться, кричать, топать ногами. Эффект какой? Но, скорее всего, нулевой. Проблема не решена, и мир в душе потерян, личность разрушается. Или другой человек, смиренный человек.

Как он будет реагировать на проблему? Его реакция будет зависеть не от стихии эмоций, а от рассуждения, что и как сделать, чтобы действие это было максимально плодотворно. Чтобы действие имело влияние на развитие ситуации и чтобы сохранялся мир в душе. Смиренному состоянию души чужды гордость, гнев, кичливость, зависть. Смиренный человек - это не безвольное существо, нет, это свободная и сильная в этой христианской свободе личность. Именно поэтому, если ты глава государства, христианин и ты вынужден в силу обязательств перед твоим народом, человечеством и Богом предпринимать действия по защите границ государства, свободы и счастья народа, то делать ты это будешь адекватно вызовам, но сохраняя мир в своей душе. И какими бы ни были тяжелыми принимаемые решения, они не вызовут разрушения личности, если приниматься будут, исходя их чувства долга и ответственности, в духе смирения.

Елена Чинкова: - А в вашей личной жизни бывают причины не смиряться и идти на борьбу. В частности, вы законное право снова въехать в храм, что под Вязом на Новой Площади. Вот как вы действуете в такой ситуации, когда нарушаются уже ваши личные интересы?

Игумен Петр Еремеев: - Здесь трудно говорить о личных интересах, хотя, может быть, они тоже есть. Ведь и мне самому естественно, трудно служить на морозе, на улице.

Удобней служить в храме. Но сейчас мы говорим об обязанностях человека, о его долге человека. О значимости его поступков для окружающих людей. Если бы, допустим, я выбирал для себя, как мне жить и где служить: в квартире, в избе, в срубе или в землянке, это мое личное дело. Но речь идет о моих пастырских обязательствах по отношению к прихожанам храма и священническом, монашеском послушании Церкви. Я настоятель храма святого Иоанна Богослова на Новой площади – по долгу настоятеля храма и духовного главы общины храма, я должен заботиться и о храме, и об общине. И сохранить мир в душе я могу, лишь честно выполняя свои обязательства.

Другое дело, что выполнять их тоже необходимо адекватно условиям жизни и служения. Тогда твоя жизненная позиция будет христианской и смиренной. Когда я был назначен в сентябре настоятелем храма, то первым делом направил имеющиеся документы, подтверждающие права Церкви на храмовые строения в Департамент культуры Москвы и дирекцию музея истории Москвы.

Попросил выделить помещение в комплексе для совершения богослужений. В ответ на скромную просьбу законного обладателя прав на пользование зданиями последовал жесткий отказ. Были встречи с руководителями департамента и директором музея, но на все предложения компромиссных решений проблемы следовал отказ. Когда нам отказали в праве существования в собственном храме я начал совершать регулярные богослужения на тротуаре. Не служить здесь я не могу.

Это моя обязанность как настоятеля храма. Вместе с тем мне пришлось с юристами и экспертами разбираться в ситуации. Выяснилось, что с 2006 года музею под переезд выделен комплекс, превышающий храм в 10 раз. Там проведен ремонт, здания сданы в эксплуатацию, в них проводятся выставки, презентации, модные показы, работают музейные офисы.

Получилось, что руководство Департамента культуры города и музея обманули меня и Церковь, говоря, что выделение даже небольшого помещения в храме угрожает чуть ли не закрытием музея. Если бы музею угрожало закрытие или ограничение в выставочной деятельности, я бы первым просил Святейшего Патриарха разрешить нашей общине временно вести богослужебную жизнь в другом храме. Но у музея есть помещения, десятикратно превышающие храмовые объемы. Кроме того, в храмовые постройки есть не менее пяти отдельных входов.

Переезд можно осуществлять поэтапно. Получается, что возобновление богослужений здесь никак не отразится на работе музея. Более того, переезд в Провиантские магазины улучшит условия выставочной деятельности и условия труда сотрудников. В этих обстоятельствах единственно честный и правильный путь для христианина – свидетельствовать о правде для торжества справедливости.

Поступая иначе, я и прихожане храма предадим Бога, во имя которого этот храм был построен и освящен нашими предками. А тогда ни о мире в душе, ни о смирении речи быть не может. Поэтому борьба не всегда противоположна смирению.

Елена Чинкова: - То есть Вы уже научились смирению?

Игумен Петр Еремеев: - Ну что Вы… Это постоянно воспитываемое качество. И воспитывается оно христианским отношением к Богу, себе и людям. У каждого это происходит по-своему. Потому что на одни и те же раздражающие факторы мы реагируем по-разному. Один лыбнется, отнесется с юмором.

Другой - потеряет настроение на день или даже на два. Третий вообще ничего не заметит, потому что он выше в духовном развитии и первого, и второго. Поэтому смирение - это качество, приобретаемое, воспитываемое, на протяжении всей жизни человека. И здесь часто приходится падать, вставать и идти дальше. Невозможно вот стать смиренным и потом всю жизнь пребывать в этом состоянии. Такого не бывает.

Елена Чинкова: - А если этот упомянутый мир разрушает уже вас? Если, к примеру, под угрозой ваша жизнь?

Игумен Петр Еремеев: - Мне кажется, что мы подходим, отвечая на такие сопутствующие вопросы, к пониманию того, что есть такие малоизвестные законы мира и жизни, которые тоже действуют. Вот как действуют законы мира физического, так же действуют стопроцентно и законы мира духовного. Нам ведь известны не только законы физического мира, но и мира духовного. И, если вы выходите из дома не через дверь, а через окно девятого этажа, вы разобьетесь. И как действуют законы мира видимого, равным образом действуют и законы духовной жизни. Эти законы определяют условия воспитания личности, воспитания целостного человека, который, сохраняя в себе данные Богом таланты, развивая дары, становится лучше и совершеннее.

И если мы приобретаем в своей жизни отношение к окружающему миру в понимании христианском, смиренное, то мы получаем возможностью самостоятельно судить обо всем. Нам становятся известны и понятны духовные законы мироздания. Мы начинаем познавать себя и управлять собой.

Ну, предположим, Вы пролили чай себе на кофточку. Можно предаться унынию, впасть в истерику, оскорбить того, кто разливал чай. А можно отнестись к этому совершенно спокойно, с юмором, не портя настроения ни себе, ни окружающим людям. Согласитесь, и то и другое - реакции, которые часто мы видим. Надо уметь владеть собой ради совершенствования бессмертной души, ради сохранения счастья и радости в своей жизни. И вот именно так ко всему нужно относиться. И, поверьте мне, что реакция на пролитый чай или кофе на кофточку, они так же могут быть соотнесены, с реакцией главы государства или главы семьи на раздражающие внешние факторы.

Один устроит войну, другой сядет за стол переговоров, третий через дипломатию даст мир своей стране, своей семье. Понимаете? И что удивительно, на Руси много было князей. И были такие князья, которые даже восхваляются в предании нашего народа порой выше, чем князья-воины. Вот Даниил Московский, созидатель Московского княжества и города Москвы, который не провел ни одной битвы. Но за годы его правления Москва возвеличилась. И сегодня благодаря ему мы имеем столицей нашего государства город Москву.

Елена Чинкова: - А где человеку с расшатанной психикой научиться владеть собой? Идти к психологам или прямиком в церковь?

Игумен Петр Еремеев: - Вы знаете, священник, когда он понимает, что ему рано еще говорить с человеком о вещах духовного порядка, обращает его внимание на вполне обычные житейские вещи. Если пока еще рано говорить о вещах высоко духовных, то надо говорить о душе. Каждому уровню духовной жизни соответствуют определенные шаги. Нельзя вскочить на лестничную площадку, перемахнув через все ступени.

Есть и в духовной жизни свои этапы. Сегодня мы делаем один шаг, завтра – другой. Невозможно вот так взять и вступить в Великий пост, который скоро наступает. Если так сделает человек, который ни разу не постился, не знает в чем смысл поста, и поститься начнет по строгому монастырскому уставу, то только вред будет нанесен его телу и душе, только вред. Постепенно во все нужно входить. Это же касается и смирения. Постепенно мы к нему подходим. Приобретаем все лучшие и высокие его качества.

Звонок от радиослушательницы Надежды: - Несколько месяцев назад я потеряла из-за кризиса работу. У меня не все в порядке со здоровьем. Я не могу найти новую работу по силам. Уже сделала много, много попыток и безуспешно. И сейчас я просто сложила руки, и, как мне кажется, смирилась. И просто жду голодной смерти. Это смирение или нет?

Игумен Петр Еремеев: - Вы знаете, это скорее, уныние. А уныние является одним из страшных грехов для христианина. Потому что уныние открывает двери всем остальным настроениям, потому что уныние означает такое качество мысли, которое уже исключает перспективу, развитие. Христиане не верят в судьбу. Христиане не верят в безысходность. Христиане всегда отвечают на любые вызовы окружающего нас мира действием. И, если у вас нет работы или у вас проблемы, связанные со здоровьем, не наш подход к жизни – сложить руки и ничего не делать.

Я уверен, что сегодня можно найти хоть какую-нибудь работу. Может быть, не уровня ваших знаний и компетенции, может быть, с меньшей оплатой, но есть возможность сегодня и в Москве, и не только в Москве найти работу себе по силам. Чтобы не происходило в жизни, наша реакция, наш выбор зависят от внутреннего настроя. Бывает так, что мы порой преодолеваем гораздо большие проблемы легче и непринужденнее, чем проблемы меньшие. А почему? Потому что наше духовное состояние в тот момент было более крепким, устроенным. А бывает, что мы спотыкаемся об элементарные бытовые проблемы, когда мелочные трудности лишают нас мира и повергают в уныние. О чем это говорит, друзья, что мы должны в себе воспитывать сильную личность. Всегда должен быть ответ. Поэтому, если у вас нет работы, ищите ее, и обязательно найдете.

Елена Чинкова: - А в сильной личности могут сочетаться в то же время и борьба, и смирение?

Игумен Петр Еремеев: - Сильная личность – это человек, который знает, что ему делать, у которого нет вопросов без ответов, у которого есть четкая и понятная шкала ценностей. И тогда эта личность сильная. Она во всеоружии. Если такому человеку предлагается искушение – украсть миллион или не украсть миллион, он всегда знает что делать, он не будет красть миллион. Он не будет разрушать внутренний мир. У такого человека всегда есть ответ на возникающие проблемы и вызовы. Всегда. И поэтому смирение и другие духовные качества личности, христианской личности, они только делают ее сильнее.

Звонок от радиослушателя Юрия Ивановича: - Сейчас во всей стране происходит вымирание населения, обнищание. Люди не могут найти работу в провинции. Нет ее. У меня такой вопрос: не пора ли Церкви объявить властям анафему?

Игумен Петр Еремеев: - То что сегодня делает Церковь в лице Святейшего Патриарха, которого сегодня многие критикуют за активность, хотя прежде критиковали Церковь за отсутствие этой активности, все эти усилия они свидетельствуют о яркой и принципиальной позиции Церкви по всем вопросам общественной жизни. Сегодня Святейший Патриарх публично говорит, что обман работодателем – это страшный грех перед Богом. О том, что убийство детей, аборты - это страшный грех перед Богом. Церковь сегодня реагирует на все вызовы времени. Этот голос не всегда приятен и удобен многим и поэтому порой бывает порой еле различим в шуме демагогии в публичном пространстве.

Елена Чинкова: - Мы говорили о том, что священник человеку, который сомневается, не знает, как поступить, должен помочь, в том числе, своим советом на исповеди.

В вашем личном примере, может, бывали такие случаи, когда люди не хотели проявлять смирение и ждали каких-то более активных рекомендаций на свой счет?

Игумен Петр Еремеев: - Исповедь – очень серьезное событие в жизни любого человека, это таинство, в котором происходит открытие души перед Богом, ее очищение от грехов через искреннее покаяние. Поэтому я стараюсь говорить с людьми о жизни вне исповеди. И часто приходится слышать о проблеме человека в его отношении к Богу. Это ведь тоже касается смирения. Порой люди, можно сказать, обижаются на Бога. Происходит это от маловерия и уныния от встречаемых в жизни трудностей. В такие моменты человек даже готов рядиться с Творцом: «я все делаю как надо, а Бог мне не помогает». Происходит такая торговля, что ли, с Богом – я все сделал, почему же не получаю ничего взамен?

А это ведь тоже характеризует отношение человека к Богу – смиренное или нет. Мы очень часто так и к людям относимся. Но христианин вообще - это человек, который никогда ни от кого ничего не требует. Он сам всем дает. Одна из наибольших христианских добродетелей ведь жертвенность. Но ни жертвенность, ни иные христианские качества без смирения появиться не могут. Потому что смирение – это всегда мир в душе, это всегда радость от жизни. И вот когда мы что-либо требуем от окружающих людей, от Бога, вот тогда и начинаются проблемы. Потому что мы теряем мир внутри себя, мы своими терзаниями его разоряем.

Елена Чинкова: - То есть, вы не согласны с утверждениями многих о том, что православные чуть ли не самые смиренные овечки из всех других религиозных конфессий?

Игумен Петр Еремеев: - Как и все люди, православные люди, очень разные. Христианство – это ведь не расческа в одни и те же зубья, которыми всех причесывают. Христианство не упраздняет характер, хотя и способствует его улучшению, воспитанию. Но все же поведение наше различно. Но в христианстве борьбы и даже война не всегда означает отсутствие смирения у человека. Хочется сейчас вспомнить пример героев нашего Отечества – Минина и Пожарского, которые подняли народ и сделали это со смирением – и один, и второй – после победы что сделали? Взяли власть в руки? Нет. Они отдали ее тем, кого избрал народ. И это показало качество их духовной жизни. Или другой очень интересный персонаж нашей отечественной истории. Великий временщик Меньшиков.

Посмотрите, что происходит. Умирает император Петр, он берет все в свои руки, пытается женить сына на будущей императрице и женить на юном императоре свою дочь. И когда все меняется в его жизни, каков был его ответ на вызов безысходности? Он смиренно принимает новую жизнь. И вот он уже в Березове, копает, строит.

И мы видим потрясающие перемены в его душе. В такие моменты понимаешь, что давало нашим предкам силу. Эти люди обладали смирением, они воспринимали все окружающее их как всего лишь течение жизни, а не как постоянство. Именно потому, что были очень сильными личностями. А сильная личность – это и есть личность, живущая в мире с собой. Человек смиренный и есть сильная личность.

Елена Чинкова: - Сейчас мы живем в очень агрессивном мире, где слабых, как известно, забивают. Можно ли церкви как-то модифицировать с учетом времени такое понятие, как смирение?

Игумен Петр Еремеев: - Я думаю, что Церкви необходимо сегодня рассказать людям, что такое смирение, чтобы не было ложного мнения, что смирение – это качество слабого человека. Ну, для примера. Молодой, активный, выдающийся политик, дипломат, военачальник - князь Александр Невский, который умер в расцвете сил.

Сегодня многие в его годы, извиняюсь, с горшка встают, только вступают во взрослую жизнью. Что в его характере, в его поведении обращает на себя внимание? Он все в жизни сверяется с христианским законом в душе.

И посмотрите на него – о чем бы мы ни говорили, во всем проявляется спокойный, рассудительный дух этого человека, который показывает, что он все делает с миром. Смирение – это и есть умение жить с миром в душе. Успех в экономике, успех в дипломатии, в войне...

Он реагировал на вызовы времени адекватно. Нападали – защищал. Если можно было откупиться – дарил подарки, откупался. И ездил на поклон… Жизнь людей, к сожалению, сегодня для нас остается за рамками суеты и рутины, мы не видим окружающих нас людей, а когда присмотримся, видим и понимаем, что и сегодня можем найти потрясающие примеры такой внутренне богатой личности, самореализовавшейся именно потому, что такой человек встал на путь смирения.

Звонок от радиослушателя Ивана: - У меня у друга жена попала в секту. И он не знает, что с собой делать. У него взрослый сын. Он ходит постоянно в церковь, молится, хочет вернуть жену. Но жена уходит от него, она не замечает его. Как ему быть в этой ситуации? И это уже продолжается целый год.

Игумен Петр Еремеев: - Дело все в том, что инаковерующий человек, пусть даже входящий в деструктивную секту, это все-таки человек.

И если это супруга или супруг, то это мой любимый человек. Мы знаем потрясающие примеры из истории церкви, в том числе из древней истории церкви, когда супруг или супруга были христианами, а другие члены семьи порой христианами не были. Бывало так, что верующая жена жила в мире и в любви с неверующими супругом и детьми, и вместе с тем находила для себя возможность совершенствовать в христианстве и в итоге своими чудесами по окончании своей земной жизни подтверждала, что увенчалась небесным венцом в Царствии Небесном.

Сложно отвечаю, простите, но смысл в том, что мы отвечаем перед Богом за свою собственную душу. Да, до определенного момента мы отвечаем за окружающих нас людей. Допустим, если я вступаю в брак, я отвечаю с этого момента за себя и за свою супругу.

До совершеннолетия отвечаю за детей, за их воспитание перед Богом и окружающими людьми. Но когда нам не остается уже возможности влиять на окружающих нас людей, близких и родных, когда сами эти люди лишают нас возможности участвовать в их жизни, наша ответственность с этого момента заканчивается.

Если я в действительности живу с неверующим человеком – этот вопрос многих сегодня волнует – или с инаковерующим человеком, надо помнить и понимать, я отвечаю в вопросах веры, в выборе своей духовной жизни только за себя.

И удивительная вещь. Когда человек перестает «спасать весь мир и окружающих его людей, занимается сам собой», окружающие люди тоже начинают спасаться, обретают веру. Мы не можем сегодня человека заставить ходить в ту или другую церковь. И в любом случае нужно до конца сохранить любовь, отношения, доброту и через эти мостики сохранять единство с супругой.

Если есть возможность, можно с ней говорить о вопросах веры - это даст повод вашему другу самому понять, во что он верит и, говоря о вере, разъяснять своей супруге, почему он православный и почему он дорожит ее душой и пытается повлиять на ее выбор веры. Вместе с тем, необходимо помнить, что бы там ни происходило – это супруги. Пред Богом и пред людьми они супруги. Ни в коем случае нельзя основывать отношения супругов на принципе веришь- не веришь…

Елена Чинкова: - То есть, это тот случай, когда нужно не биться головой об стену, а просто пустить все по течению?

Игумен Петр Еремеев: - Нет. Надо жить активно, влиять на ситуацию любовью и добротой, говорить при возможности с женой о красоте собственной веры. Вы знаете, быть может даже, то, что супруга эта пошла в иную религиозную организацию, стало ответом на какие-то семейные проблемы – так часто происходит.

Елена Чинкова: - А гордый человек может быть смиренным? Или гордость в христианстве всегда идет со знаком минус?

Игумен Петр Еремеев: - Есть замечательные слова в Священном Писании. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Гордость ни в коей мере, как качество человека, не может быть со знаком плюс. Аллегорично, литературно, описательно, поэтично порой выражаются, что я горд этим или горд другим… Хотя, в принципе, лучше избегать таких наименований своих поступков или душевных движений.

Гордость – это состояние, в котором человек уже никого и ничего другого-то и не видит, он видит только себя и в этой жизни продвигает только личные эгоистичные интересы.

Звонок от радиослушателя Николая: - Отец Петр, большое спасибо вам за беседу, за ваши высказывания, очень грамотно все и тактично. Но хотелось бы задать вам такой вопрос – как вы относитесь к такой тяжелой версии, что над Россией все-таки взяло верх по попустительству Божьему Содом, Гоморра и Вавилон вместе взятые. И что к состоянию православной Киевской Руси она вернется только после капитальной мощной встряски.

Игумен Петр Еремеев: - В нашем сегодняшнем эфире уже звучала эта проблема. Давайте посмотрим на историю нашего Отечества. Она развивалась всегда волнообразно. И наши князья, цари и царицы, иной век или иное десятилетие давали нашей стране и народу процветание, в иной раз, к сожалению, мы в своем развитии опускались ниже желаемого уровня – и духовного, и материального. История любого народа, как и любого человека, развивается волнообразно.

Всегда есть знак минус и знак плюс. Сегодня мы не переживаем самые худший момент в истории. Смутные времена вспомните или времена, связанные с татарским нашествием, с тяжелыми временами стихийных бедствий или народных волнений. Да и не только это.

Я думаю, что сегодня состояние нашего Отечества отражает состояние душ тех, кто в нем живет. Потому что дух творит в себе форму. Вот каковы мы, такова и наша державность. Каковы мы, таковы и общественные процессы. Каковы мы, таково и экономическое развитие. Но наши проблемы, проблемы Родины должны взывать к нашей совести. Мы должны сегодня духовно мобилизоваться, видя проблемы, как всегда это было в жизни нашего Отечества, усиливать свою духовную жизнь. К этому и призывает нас Церковь.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также