Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика15 января 2008 22:00

Был Стабфонд, и нет его

Зачем государство решило разделить главную денежную заначку страны на две новые кубышки

С 1 февраля Стабфонд прикажет долго жить. Накопившиеся деньги чиновники разделят между Фондом национального благосостояния и Резервным фондом. Для чего вскрыли госзаначку, да и нужно ли ее вообще хранить на Западе, как делается это сейчас, или все-таки лучше вкладывать в свою экономику?

Взять и поделить

Стабфонд пухнет как на дрожжах. По данным на 1 января 2008 года, объем госзаначки достиг 156,8 млрд. долларов. Это на 76% больше, чем год назад. Причина столь выдающегося результата - рост цен на нефть, которая дорожает начиная с 1999 года.

- Идея стабилизационного фонда - застраховаться от падения цен на нефть, которое мы пережили в 1998 году, - вспоминает руководитель Экономической экспертной группы Евсей ГУРВИЧ. - Со временем выяснилось, что рост цен на нефть - тенденция долгосрочная. И в правительстве начали задумываться, как распорядиться сверхдоходами.

«Мозговой штурм» в Кабинете министров продолжался три года. Разброс мнений оказался неохватным: от «взять и поделить» до инвестиций в развитие бизнеса.

В результате правительство приняло крайне осторожное решение. На развитие экономики правительство выделит Фонду национального благосостояния 637 млрд. рублей. А большая часть госзаначки - 3393 млрд. рублей - уйдет в Резервный фонд. Эти деньги опять вложат в ценные бумаги иностранных государств и банковские депозиты.

На пенсионную реформу средств не хватит?

Решение чиновников разделило аналитиков примерно на две равные группы: одни за реформу Стабфонда, другие ее не поддерживают. Вот, например, из капиталов Фонда национального благосостояния чиновники планируют доплаты к пенсиям. В 2008 году правительство должно доработать пенсионную реформу. Смысл новшества будет в том, что на каждые сто рублей, отложенные на свой пенсионный счет, государство добавит столько же.

- Российское правительство пошло по пути коллег из Норвегии, где существуют немалые доплаты к пенсиям, - высказала свое мнение исполнительный директор Центра развития Наталья АКИНДИНОВА. - Но в России такая пенсионная реформа вызывает опасение. Допустим, что в ней будут участвовать все будущие пенсионеры - а это огромное количество людей, - тогда выделенных денег попросту может и не хватить.

И так по каждому вопросу. Чиновники уже приняли решение о судьбе Стабфонда, а независимые эксперты все еще ломают по этому поводу копья. Немалые средства Фонда национального благосостояния правительство планирует инвестировать в иностранные ценные бумаги и банковские депозиты. Логичный вопрос: но почему бы не вложить эти деньги в российскую экономику?

- Обвальные инвестиции в нашу экономику обычно приносят ужасающий результат, - считает Евсей Гурвич. - Такой, например, как инфляция. И она ударила бы по рядовым россиянам.

- Да у нас и без обвальных инвестиций цены стремительно растут, - не соглашается директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ. - Вот в конце прошлого года посмотрите, что было. И правительство ничего, кроме заморозки цен, придумать не смогло. При этом инвестиции в российскую экономику текут тонюсеньким ручейком.

Инвестиции - в мегапроекты

Но все же будем честны и заметим, что в российскую экономику втекает несколько инвестиционных ручейков. И основной приток капиталов в бизнес идет из-за рубежа. По предварительным оценкам Центробанка, в 2007 году банки одолжили за бугром больше 70 млрд. долларов, а остальные компании - еще около 75 млрд. долларов. Деньги немалые. И получается, что наш бизнес берет эти средства там, где мы и храним свою кубышку. Получается как в том анекдоте про Вовочку: «Где логика, где смысл?» Ведь вместо того чтобы одалживаться напрямую у нашего государства, бизнесмены получают деньги у западных банков, на счетах которых и хранится часть Стабфонда. При этом мы еще и проценты платим иностранцам.

Так зачем российскому бизнесу лезть в заграничную кабалу? А все потому, что чиновники опять же посчитали, что инвестировать кубышку в отечественную экономику губительно. Хотя аналитики и предлагали правительству создать специализированную структуру, которая поддержит бизнес в России, при этом упор будет делаться на малый и средний бизнес - это та часть экономики, благодаря которой во многих странах и идет развитие.

Но малому бизнесу денег Стабфонда не видать как собственных ушей. Все 637 млрд. долларов Фонда национального благосостояния уйдут на мегапроекты.

- На крупные инвестиционные проекты этих денег пока вполне достаточно, - высказала мнение исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. - Ведь речь идет о соинвестировании: государство берет на себя оплату не всего проекта, а лишь его части. А другую часть денег должен внести соинвестор - бизнесмен, который займется развитием проекта. Но какими будут эти проекты, пока не ясно. Что-то вроде строительства магистралей и тому подобное.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему не вкладываем сверхдоходы в российский малый бизнес?

- Кредитоспособность российских компаний и иностранных государств существенно различается. Это хорошо видно невооруженным глазом по кредитным рейтингам, - говорит начальник аналитического отдела компании «БрокерКредитСервис» Максим ШЕИН. - Пусть доход от инвестиций правительство получит небольшой, но гарантированный. Правительство, проще говоря, раскладывает яйца по разным корзинам, что позволяет их сохранить.

Причем чиновникам и не нужно финансировать малый бизнес. Деньги должны получить предприниматели, имеющие максимум способностей развить предприятия. Но таким удается добиться кредитов в банках. А раздавать средства всем подряд нельзя: и Стабфонд разбазарим, и экономику угробим.