Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды11 сентября 2003 12:25

Татьяна Доронина глазами мужчин

Сегодня поистине народная артистка отмечает юбилей
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Татьяну Васильевну Доронину называют Королевой сцены, «железной леди», актрисой сложной судьбы и крутого нрава. У нее было пять мужей (одного из них - Анатолия Юфита - нет в живых) и бесчисленное количество поклонников. Сегодня, в день рождения Татьяны Васильевны (она родилась 12 сентября 1933 года), мы решили предоставить слово тем мужчинам, которые знают ее лучше всех, - коллегам и бывшим мужьям. Итак, вот их рассказ. Роберт ТАХНЕНКО: Я до сих пор люблю ее! Последний муж Дорониной Роберт Дмитриевич ТАХНЕНКО - ныне предприниматель, а в период знакомства с Дорониной руководитель главка - никогда не давал интервью. Но в этот день для «Комсомолки» сделал исключение. Только поставил условие: ничего в его тексте не менять. Это условие мы выполняем... - Татьяна Васильевна человек неординарный: блестящий ум, великолепная внешность, восприимчивость к новым идеям, невероятная трудоспособность, жизнеутверждающая энергия и сила воли, развитая интуиция... Таня была и будет женщиной, которая всегда находится в центре внимания любого общества и не только по причине своей красоты, красоты истинно русской и чудесной из-за ее теплой женской обаятельности, но и вследствие ее харизмы в жизни. Помню, мы приехали на выступление к физикам Института имени Курчатова, но оказалось, что несколько артистов, которые должны были выступать перед Таней, не приехали. Зрители в ожидании Татьяны просидели около часа, а перед этим прослушали чтение стихов. Что делать? Татьяна тоже должна была читать стихи. И, представляете, выходит она на сцену и, обращаясь в зал, предлагает построить вечер в форме вопросов и ответов. Ставит условие, что на любой вопрос она будет отвечать стихами. Сильнейшее оживление в зале, физики на язык люди острые! То, что происходило на сцене, для меня было открытием второй Татьяны. Я не мог предположить, что на вопросы о личной жизни и работе можно так четко и полно отвечать стихами! - А какой случай свел вас с Татьяной Васильевной? - Нет случайностей в мире Бога. Моя встреча с Татьяной была предопределена. Началось знакомство с того, что я пришел к ней в Театр имени Маяковского по просьбе моих друзей для того, чтобы помочь ей в строительстве дачного поселка. Никакого волнения, что иду к самой Дорониной, не было. Интерес проявился к ней только тогда, когда услышал, как она решает хозяйственно-бытовые вопросы. Я увидел руководителя, способного очень неординарно мыслить. Забегая вперед, скажу, что позднее я часто ловил себя на мысли: почему она не министр культуры. Это была бы вторая Фурцева. - А как складывались ваши личные отношения? Какая она в быту? Например, кто у вас готовил? - Прекрасная домохозяйка, умеет вкусно готовить - так же, как и я. У нас никогда не было проблем, кому убирать, кому готовить, кому мыть посуду. У кого было время свободное - тот и готовил. По вечерам я привозил Татьяну из театра домой в двенадцатом часу ночи. Затем я - на боковую, а она обычно до четырех утра сидела с книгами. Утром я уходил, не тревожа ее, а встречались мы вечером в театре. - Получается, вы друг друга и не видели толком, а где же любовь? - Да на все у нас хватало времени! И целовались, и прочее... Вместе ездили отдыхать в санатории, дома отдыха. Для меня Татьяна есть сама женственность. Добрая, заботливая, нежная жена, в тембре голоса и ласках которой я растворялся, как сахар в чае. Но бывали времена, когда она могла, как говорят актеры, «выдержать паузу». Нет, не бранилась, а именно «выдержать молчаливую паузу» так, что мне легче было бы слышать бранные слова. Любить Татьяна умеет! Любовь ее поднимает, раскрывает, исцеляет... Не идет на сделки с совестью. Ведь никто не знает, что Татьяну перестали снимать в кино потому, что она отказалась переспать с важным чиновником. И десять лет ей перекрывали дорогу в кино. И это после того, как она три года подряд завоевывала звание «Лучшая актриса года», а фильмы с ее участием занимали первые места в стране и за рубежом. - На ваших глазах проходил раздел МХАТа, что вы думаете об этом? - Пытаются охаивать МХАТ имени Горького. Пишут, что постановки «серые», ведь чепуха все это. На деле театр - самый посещаемый зрителями. Люди идут в этот театр, потому что режиссура отвечает их потребностям. Почему никто не задумывается, что достоинство художественного чутья Тани в том, что она сумела в неустойчивое время сохранить преемственность реалистического отражения жизни в театре? Ведь это академический театр, и поэтому он представляет всю страну, а не экспериментальный карманный театр одного человека. Помню, как после премьеры первой Таниной постановки «На дне» критики обвинили ее в отсутствии новизны. Была новизна! Ведь под Лукой выведен-то был Горбачев - поманил всех за собой, увлек да и слинял. И сегодня в стране мы имеем то, что имеем. Никто из критиков так и не написал об истинной причине размежевания между Дорониной и Ефремовым и появлении двух МХАТов. Многие считают, что Доронина и Ефремов не поладили и поэтому решили разделить МХАТ. Но истина кроется в том, что Ефремов уводил в отремонтированное здание театра в Камергерском переулке всех актеров-мхатовцев своего бывшего театра «Современник», а 160 истинных мхатовцев оставил под открытым небом. Здание на Тверском бульваре Ефремов, никому не говоря, через Минкультуры отдал под Театр Дружбы народов, под шоу-представления, а филиал здания МХАТа ремонтировался. Это была самая настоящая трагедия для людей. Никто, например, не писал, что из-за этого актриса Леночка Королева пыталась лишить себя жизни... Ефремов Дорониной предложил уйти с ним, но, когда Татьяна узнала об истинном положении дел, она наотрез отказалась и осталась с брошенными мхатовцами. Я могу утверждать, что только неукротимый характер Татьяны позволил возвратить здание и сохранить труппу. - Про Татьяну Васильевну писали, что у нее были депрессии, что она «груба», просто «деспот». - Чепуха все это! Никогда у Татьяны депрессий не было. Она - сама энергия! Разве можно назвать депрессией то, что она иногда плакала от бессилия, потому что не получалось что-то в новой для нее хозяйственной работе, или когда сама жизнь заставляла ее переходить от панибратских отношений к стилю руководителя, иначе дисциплину в театре не наладишь. Что же касается грубости, то при определенных ситуациях Таня может быть жесткой, нетерпимой - но это только когда она встречается с леностью, серостью, попытками бесцеремонно вторгнуться в ее личную жизнь. Происходит это, на мой взгляд, потому, что Татьяна очень добрый, легкоранимый человек. Свою отзывчивость и ранимость она вынуждена иногда скрывать под маской резкого, грубого ответа. - Роберт Дмитриевич, писали, что вы сбежали от Татьяны Васильевны из-за ее ужасного характера в Данию. - Никуда я от нее не сбегал в Данию «по причине несносного характера». Правда только в том, что мне действительно часто приходится бывать за границей. Татьяну я по-прежнему боготворю как гения и люблю, как мужчина любит обыкновенную женщину. - Почему же тогда вы разошлись? - Когда мы поняли, что нам вместе стало уже неинтересно, не получаем друг от друга нового, решили расстаться. Не было битья посуды, скандалов. Мы спокойно разошлись, продолжая уважать друг друга. И сегодня наши встречи продолжаются. Александр ЛАЗАРЕВ, актер: - С Татьяной Васильевной мы снимались в фильме «Еще раз про любовь». То, что мы играли про любовь, казалось открытием, чем-то чуть ли не запретным. Мы с Таней никого не придумывали, а старались быть в обстоятельствах, предложенных Радзинским, самими собой. Конечно, с Татьяной Васильевной было непросто. С ней никогда легко не бывало никому! Но проходит время, и какие-то обиды кажутся глупостями... Татьяна Васильевна – неординарная актриса, выдающаяся личность. Неоднозначная фигура. Я рад, что пришлось общаться, работать с таким глубоким художником. - Татьяна Васильевна - красавица, вы в нее влюблялись? - Что значит – красавица или не красавица?! Может быть замухрышка, но озарена таким внутренним светом, что в нее влюбляются все мужчины! Татьяна Васильевна – очень интересная женщина. И очень умна, и серьезна. Она жизнь проживает очень серьезно! Татьяну Васильевну я очень уважаю и люблю! Георгий НАТАНСОН, режиссер: Он снял Доронину в ее лучших фильмах: «Еще раз про любовь», «Старшая сестра», «Валентин и Валентина». По телефону Георгий Григорьевич (он сейчас находится на фестивале в Анапе) просил передать Татьяне Васильевне пожелания здоровья и успехов. Он вспоминает, как в «Старшей сестре» Доронина попросила показать отснятый материал, а увидев себя на экране, расплакалась: «Вы всех актеров «приземлили»!» Она была театральной актрисой, привыкла к яркой манере игры, а тут - простые человеческие отношения, «без широких жестов». Режиссер растерялся, но ситуация разрешилась - Доронина привела в просмотровый зал своего кавалера Эдварда Радзинского и его маму; они похвалили ее работу. Первый муж, Олег БАСИЛАШВИЛИ (записано дословно): «Дорогая Таня! Поздравляю с юбилеем! «Комсомолка» не дождется от меня тех слов, которые может сказать бывший муж своей бывшей жене наедине. Поэтому от всей души поздравляю тебя! Желаю тебе еще долгих-долгих лет жизни. Удачи во всех твоих начинаниях! Счастья, успеха на сцене, всегда быть такой же очаровательной!»

Эдвард Радзинский не захотел поздравлять Татьяну Доронину через газету - очевидно, он сделает это лично. Кроме того, он сейчас готовит о ней телепередачу. Он по-прежнему считает Татьяну Васильевну самой серьезной актрисой современности...