Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика1 декабря 2017 11:04

Россия покупает за границей собственную рыбу

Корреспондент «Комсомолки» Алексей Боярский провел собственное расследование, почему наши рыбаки не могут забить прилавки морскими деликатесами [фото, инфографика, видео]
Вот на этом прилавке 3 года назад кот налетчик надкусил деликатесов на 60 тыс. руб.

Вот на этом прилавке 3 года назад кот налетчик надкусил деликатесов на 60 тыс. руб.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Вылов биоресурсов в России растет, а потребление рыбы падает. Годовой вылов - 4,5 млн. тонн. Вычтем 30% костей и потрохов, разделим на численность граждан и получим 22,5 кг на душу населения. На уровне рекомендуемого Минздравом 22 кило и даже выше среднемирового в 20 кг. Однако, по данным руководителя Информагентства по рыболовству Александра Савельева, реальное потребление даже с учетом импортной рыбы за последние три года упало с 24 до 12 кг. Выяснять, почему из магазинов исчезла рыба, я отправился во Владивосток. Ведь именно через порты Приморья в страну попадает до 70% биоресурсов.

ЗДЕСЬ БЫЛ КОТ

Рыба - визитная карточка Владивостока. В аэропорту гостей встречает магазин сети «Рыбный островок». Крабы, трепанг, копченая лососина, икра. Три года назад эта точка прославилась на всю страну благодаря ролику о кошке-налетчице: забравшаяся ночью рыжая разбойница прямо под камерой наблюдения надкусила деликатесов на 60 тысяч рублей. Сейчас это историческое событие увековечено силуэтом кота на витрине и надписью «Здесь был кот»...

Символ Приморья отнюдь не рыба, а местный краб-волосатик.

Символ Приморья отнюдь не рыба, а местный краб-волосатик.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Сначала я отправился на рынок. В городе с главным рыбным портом страны нет рыбного базара. Самая крупная точка в торговом центре с ностальгическо-валютным названием «Березка» представляет собой не больше десятка прилавков. И почти вся рыба - мороженая. Рядом с собственной кетой и горбушей тут, как и в Москве, продается семга с Фарерских островов. Объясняется просто: вылов основных промысловых рыб - минтая, лосося, сельди, скумбрии, сайры - ведется за сотни миль от Владивостока. В районе Чукотки, Камчатки, Сахалина. Откуда ходу не меньше недели: довезти свежей не удастся. Правда, старые рыбаки вспоминают, что лет сорок назад промысел начинался ближе к берегу - успевали довезти и охлажденку, но в целом картина лова с советских времен не изменилась. Проблемы коснулись дальнейшей перевалки.

ПОРТ-ТУПИК

На пике в 1986 году вылов рыбы в РСФСР составлял в два раза больше нынешнего - 8,5 млн. тонн. В советское время Владивостокский морской рыбный порт, по словам советника генерального директора ОАО «Владморрыбпорт» Дмитрия Легкого, ежегодно принимал не менее 1,1 млн. тонн, сегодня же - всего 350 тыс. тонн. «При плановом социалистическом хозяйстве скорость перевалки была гораздо выше, чем сейчас, - рассказывает Дмитрий Легкий. - Мороженая рыба прямо с судна - сразу несколько тысяч тонн, допустим, сельди - грузилась в поезд. И тут же уезжала куда-нибудь в Кемеровскую или Новосибирскую область, где распределялась по всей торговой сети региона. Сегодня же заказчиком являются коммерческие компании: берут вагонами, контейнерами, которые иногда формируются несколькими позициями, с нескольких судов. Логистика сильно усложнилась. Требуются холодильники хранения на берегу».

Чем реже рыбаки доставляют морепродукты в родные порты, тем радостнее эти встречи.

Чем реже рыбаки доставляют морепродукты в родные порты, тем радостнее эти встречи.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

В наследство от СССР Владивостокскому порту осталось два холодильника: на 15 и 16 тыс. тонн. В рабочем состоянии только один. Вообще изношенная портовая инфраструктура - общий бич страны. Причина в правовой коллизии: если территории портов принадлежат коммерческим предприятиям, то причальные стенки - собственность государства и сдаются в аренду. Всегда есть риск, что аренду не продлят, - вкладываться в инфраструктуру нет смысла.

С этого года ситуация должна меняться: причальные стенки теперь можно арендовать на 49 лет. В частности, на такой срок в этом году заключило договор и ОАО «Владморрыбпорт». И сразу вложило 1,2 млрд. рублей в строительство холодильника на 40 тыс. тонн. Но еще большая проблема - ж/д транспорт. Как рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, подвижной рефрижераторный состав в силу изношенности ежегодно выводится из эксплуатации и через 2 - 3 года его вообще не останется. Альтернатива - рефрижераторные контейнеры, которые покупают б/у из Китая.

Из морских глубин мы добываем миллионы тонн, только большая часть улова уплывает за границу.

Из морских глубин мы добываем миллионы тонн, только большая часть улова уплывает за границу.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Второй бич - бюрократия. Помню, как мурманские рыбаки называли свой порт «вражеским»: отношение проверяющих в порту как к неприятелю. Во Владивостоке аналогично.

- В Японии, Корее отдал документы агенту - через час выгрузка началась, а здесь на борт целое нашествие: пограничники, таможенники, сотрудник Главморинспекции, да еще кинолог с собакой, - поделился со мной Сергей Фарафонов, капитан-директор разгружающегося «на холодильник» судна «Грин Тундра». Этот транспортник-рефрижератор привез мороженый минтай, скумбрию и иваси из Южно-Курильской экспедиции. Из 5 тыс. тонн во Владивостоке отгружают всего 1,2 тыс. тонн, а остальное повезут в корейский Пусан. Оттуда часть рыбы заберут китайцы и японцы. А из Китая какая-то доля минтая снова вернется в Россию уже в виде крабовых палочек.

Кошельковый невод снова востребован для лова иваси.

Кошельковый невод снова востребован для лова иваси.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

БАЛЫК НА ВЕС ЗОЛОТА

Название главного рыбного рыночка Владивостока по имени советского валютного магазина - случайно, но символично: рыба товар валютный. Больше половины дальневосточного вылова, по словам Георгия Мартынова, уходит на экспорт. В Мурманске я видел, как разделывали на берегу охлажденную треску: аккуратнейшие кусочки филе, каких не встретишь в столичных супермаркетах, упаковывались для Норвегии, Голландии, даже Бразилии. А неликвид отправлялся в Москву. На Дальнем Востоке аналогично: лучшую рыбу отгружают прямо в море японцам, корейцам. А дорогущая деликатесная нерка с Камчатки в магазинах на самом деле «второй сорт», отбракованный японцами. Говядина, свинина, птица, аквакультурная рыба однозначно выращивается с применением разного рода веществ и технологий. Поэтому в мире постоянно растет спрос, а с ним и цена на дикую морскую рыбу как последний честный источник белка и жира. Например, за килограмм той же нерки японцы три года назад платили $5, а сейчас уже $10. После 2014 года из-за падения курса рубля экспорт российской рыбы стал особенно выгоден. За полгода 2017 года экспорт вырос еще на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Импорт, впрочем, тоже вырос на 16%.

Средние цены на мороженую рыбу

Средние цены на мороженую рыбу

Фото: Рушан КАЮМОВ

- И получается замещение: вместо лучшей в мире дикой рыбы мы едим аквакультурную семгу из Чили и с Фарерских островов. Или китайскую тилапию, которую выращивают как в канализации - кормят пометом и навозом. В Китае ее продают по 2,4 руб./кг. А в Москве филе тилапии на прилавке уже 300 - 400 руб./кг, - негодует Александр Савельев. Рыбаки на это только пожимают плечами: мы торговлей не занимаемся - наше дело поймать. По мнению Георгия Мартынова, при сегодняшней рыночной конъюнктуре развернуть всю дальневосточную рыбу на внутренний рынок нереально, да и нет в этом необходимости: Россия потребляет ровно столько продукции, сколько составляет ее покупательская способность.

- Это в Японии, Норвегии вылов рядом с собственным рынком сбыта. А у нас на Дальнем Востоке при вылове 70% всей рыбы страны живет около 5 млн. человек - меньше 4% населения. Доставить до остальных 96% - это заморозить, 20 дней везти по железной дороге, выгрузить на холодильники, развезти по торговым сетям. Зато прямо рядом, в 1 - 3 суток хода, гигантский рынок традиционных потребителей рыбы: Корея - 48 млн. жителей, Япония - 128 млн. и Китай -1,5 млрд., - коротко объяснил один приморский капитан.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ САРДИНКИ

В 100 км от Владивостока в бухте Южная Лифляндия два гигантских транспортника, «Гармония» и «Прогресс». На каждом огромными буквами указано: «Доброфлот». Эта компания сегодня крупнейший поставщик на внутренний рынок.

Даже таким гигантским транспортникам для прохода по Северному морскому пути требуется ледокольное сопровождение.

Даже таким гигантским транспортникам для прохода по Северному морскому пути требуется ледокольное сопровождение.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

«Гармония» недавно вернулась из Архангельска. «Возили туда по Северному морскому пути мороженую горбушу, кету, нерку», - рассказал капитан Владимир Слезов. Идея доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию по Северному морскому пути в Мурманск и Архангельск обсуждалась правительством давно. Однако «Доброфлот» пока единственная компания, осваивающая это направление. Основная продукция «Доброфлота» - рыбная консервация. Только береговой завод компании выпускает 120 млн. банок в год. А самые вкусные - изготовленные из свежей рыбы на плавбазах прямо в море. Например, сардина, известная как сельдь иваси. В 1970 - 80-х синими баночками с иваси были завалены все прилавки магазинов: добыча составляла около 1 млн. тонн в год. Но потом иваси куда-то исчезла: последний промышленный вылов пришелся на 1990 год. Как выяснилось, иваси живет 25-летними циклами - то уходит куда-то в Мировой океан, то возвращается на новые четверть века. Вот сейчас снова появилась у наших берегов, спустя 27 лет возобновлен промышленный вылов. Грядущая добыча в 1 млн. тонн в год - это четверть от сегодняшнего суммарного вылова. Спрос на иваси в России ожидается огромный. Если под него сложится своя система доставки, если в центральные регионы продавится 1 млн. тонн иваси, то за ней по новым каналам вытянется и вся остальная рыба.

Аквакультурный гребешок растет и питается в море как дикий, но только в сетке.

Аквакультурный гребешок растет и питается в море как дикий, но только в сетке.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Часто мы покупаем наш же улов за границей...

Интервью с управляющим ГК «Доброфлот» Александром ЕФРЕМОВЫМ.

- Почему в магазинах лежит импортная рыба?

- Крайне низкая конкуренция. У нас все этапы жизни рыбопродукции сильно монополизированы. Это касается доступа и к биоресурсам, и к инфраструктуре, и к каналам сбыта. В итоге товар находит иностранный рынок, где ценят дикую российскую рыбу, готовы брать оптом и платить быстро. Хотя наша компания ежегодно 85 - 87% продукции реализует на внутреннем рынке. Большую часть времени в году именно российский потребитель дает лучшую цену. Другое дело, сразу после пересечения границы начинается взаимодействие с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росрыболовством, пограничной и таможенной службами. Пока оформишь все нужные сертификаты, может попросту закончиться срок реализации. При поставке на экспорт иначе. В Японии и Корее понимают, что рыба из экологически чистого места, воспринимают этот белок из России благом для своих стран: дают режим максимального благоприятствования.

Нашим торговым сетям проще купить уже упакованную семгу с Фарерских островов.

Даже в советские времена дефицита дикой морской капустой были завалены все магазины, а сейчас её приходится специально разводить.

Даже в советские времена дефицита дикой морской капустой были завалены все магазины, а сейчас её приходится специально разводить.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Почему бы ассоциациям рыбаков не открыть свои сети магазинов?

- Это как шахтерам, работающим в забое, предложить самим заняться сбытом и транспортировкой угля. Проще продать за границу. Вы спросили, почему нет в магазине вкусной свежей рыбы. Потому, что она есть за границей. Потому, что там создали для этого условия. Самое обидное, что часть экспортируемой рыбы мы покупаем потом назад в виде готовой продукции. Знаете, у какой рыбохозяйственной компании постсоветского пространства самый большой оборот? У «Санта-Бремор» из Беларуси, где вообще нет моря. Если прибавочную стоимость формируют вместо тебя - это плохо. Из Китая наш ретейл получает около 500 позиций. Например, филе минтая. А это наш же минтай. Дорожная карта возвращения российской рыбы в страну сейчас выражена стимулированием переработки - предоставлением инвестиционных квот на вылов. То есть рыбаку добавляется дополнительная квота, разрешенный объем вылова в обмен на обязательство построить перерабатывающий завод.

Мужчин на консервном конвейере мало - не выдерживает психика.

Мужчин на консервном конвейере мало - не выдерживает психика.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Кстати, на вылов иваси квоты вообще не требуются. Но иваси ассоциируется только с «Доброфлотом».

- Мы не одни ловим. Но мы единственные восстановили лов иваси традиционным способом, позволяющим сохранить потребительские качества. Иваси рыба с нежным жиром - если ловить тралом, то она помнется-подавится. И потом пригодна лишь для переработки в рыбную муку.

Потребление рыбы на душу населения

Потребление рыбы на душу населения

Фото: Рушан КАЮМОВ

- Кроме России, кто-то ловит иваси?

- Японцы сейчас тоже наращивают добычу: вышли на 300 - 400 тыс. тонн. Когда СССР вылавливал 1 млн. тонн, японцы в этой же акватории вылавливали 3 млн. тонн. Но у них почти весь объем шел на непищевые цели: на рыбную муку и жир. Готовить из иваси вкусный продукт в свое время научились только советские технологи.

Гастарбайтеры из Северной Кореи разделывают рыбу быстрее любого автомата.

Гастарбайтеры из Северной Кореи разделывают рыбу быстрее любого автомата.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- То есть японцы и сейчас свои 300 - 400 тыс. тонн пускают на муку и фармацевтику?

- Сохранить именно потребительские качества можно, лишь перерабатывая в море. У Японии сейчас нет возможности такой переработки. А перевозка даже в течение двух суток приводит к окислению. Рыбий жир ведь быстро окисляется. А в иваси 22% жира. Если не обработать улов за 2 - 3 часа, то он, считай, потерян - дальнейшее использование лишь в технических целях. И Япония сегодня добывает иваси на рыбную муку, жир и корм для другой рыбы.

- А сколько мы сейчас вылавливаем иваси?

- В этом году общий вылов российских рыбаков - 11,5 тыс. тонн, из которых 10 тыс. тонн - за нашей компанией. Мы из нее произвели в основном пресервы. Ведь именно пресервы позволяют сохранить и вкусовые качества, и полезные свойства уникальных жирных кислот в полном объеме.

В консервные банки рыбу закатывают сырой, а только потом проходит термообработку-стерилизацию в автоклаве.

В консервные банки рыбу закатывают сырой, а только потом проходит термообработку-стерилизацию в автоклаве.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Сколько стоит такая баночка?

- В баночке пресервов - тушка. Потрошеная, без головы и хвоста. Засоленная без термической обработки. Вес нетто - 588 г, на который идет 1 кг исходной рыбы. Оптовая цена - 126 руб. В рознице в Москве эта баночка стоит 200 руб. В прошлом году мы выпустили экспериментальную партию в 300 тыс. баночек, но они были раскуплены прямо в Приморье. В этом году иваси впервые дойдет и до центральных регионов России.

Александр Ефремов и сам закусывает только иваси, приготовленным в море.

Александр Ефремов и сам закусывает только иваси, приготовленным в море.

Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему вся российская рыба уходит за рубеж?

Мы провели целое расследование и рассказываем о его результатах в эфире Радио «Комсомольская правда» (подробности)