Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество14 июля 2017 22:00

Значение АУЕ: почему воровские понятия стали частью субкультуры подростков

Тысячи подростков строят жизнь по «воровским понятиям» АУЕ. Правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в этом движении
«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Фото: Юрий БЕЛИНСКИЙ (ТАСС)

«Тюрьма еще никого не отпускала», - один из главных заветов АУЕ. Фото: Юрий БЕЛИНСКИЙ (ТАСС)

Тысячи подростков по всей стране объединяются под флагом АУЕ («Арестантский уклад един»), строя жизнь по «воровским понятиям». Член СПЧ, правозащитник Андрей Бабушкин знаком с теми, кто был в АУЕ и имеет свой взгляд на это явление и на то, что с ними делать..

ПОБОРЫ ОТРИЦАТЬ НЕВОЗМОЖНО

- АУЕ - действительно столь массовое явление, как полагает ответственный секретарь совета по правам человека при Президенте РФ Яна Лантратова? Она сообщила Путину, что в 18 регионах страны дети платят дань в общак.

- Боюсь, Лантратова не ошибается. Сотни тысяч подростков имеют к этому отношение. Поборы есть — это отрицать невозможно. И тут две опасности. Первая - говорить, что все выдумали журналисты, сотворили миф . Вторая - опасность преувеличения, когда за членство в АУЕ начнут давать от «трех до пяти». Ударяясь в крайности, можно добиться одного: идеология продолжит развиваться.

- В мае в Челябинске подростки напали на полицейскую машину с криками «АУЕ!», до того в Забайкалье атаковали полицейский участок, чтобы освободить арестованного товарища. Почему на это смотрят сквозь пальцы?

- Если они совершили уголовно наказуемое деяние — вступает в действие Уголовный кодекс. Никто не может сказать, что при нападении скинхедов на полицейских первых надо сажать, а при нападении членов АУЕ — простить их. И чем отличается нападение членов АУЕ на автомобиль от нападение пьяного хулигана на тот же автомобиль? Есть преступление - возбуждается дело. И только, если наступит деятельностное раскаяние или заглаживание вреда, то виновный может избежать наказания.

- АУЕ акции проводит показательно.

- Пьяный хулиган тоже может это делать показательно. Разница в другом. За АУЕ стоит определенная субкультура. Идеология. Взгляды, которые люди считают единственно правильными. Они готовы доказывать их правоту. А пьяный хулиган, когда он протрезвел — уже сожалеет о сделанном. Сторонников АУЕ нельзя привлекать за идеологию, ни за взгляды — можно привлекать только за уголовно наказуемые действия. А вот со взглядами - нам следует научиться бороться на поле идеологии и культуры.

КАКОЙ ПОЗИТИВ В КРИМИНАЛЕ?

- Можно ли считать, что АУЕ — не просто «модное» течение в среде «неблагополучной» молодежи от Урала на восток страны, а уже сформировавшееся сообщество, живущее по воровским понятиям?

- Не думаю, что оно достигло степени формирования некоего сообщества. Чтобы к ним уже можно было применять некие статьи УК. Это - субкультура, ориентированная на молодежь и привлекающая ее внешними яркими эффектами. Сориентированная на молодежную психологию. Имеющая и некую позитивную составляющую, которую нельзя отрицать.

- И в чем же позитив?

- Например, люди не должны нарушать данное ими свое слово. Держать обещание. Помогать товарищам. АУЕ частично апеллирует и к общечеловеческим моральным ценностям, которые приобрели значение в 20-м веке. Нельзя говорить, что АУЕ направленно лишь на то, чтобы кого-то унизить, отнять, ограбить, убить — оно бы тогда никогда не привлекало столько сторонников! Если бы это была идеология, основанная исключительно на человеконенавистничестве, с ней легче было бы бороться, она не пользовалась бы такой популярностью.

Борьба с АУЕ состоит в том, чтобы объяснить и доказать носителям АУЕ, что моменты, которые привлекают их в этой идеологии, приведут их в лучшем случае в тюрьму, их родственников на кладбище, а в худшем случае - на кладбище и тех, и других их всех. Они не хотят вселенского зла. Думают, что правда на их стороне, и они такие особенные. Это похоже не столько на идеологию ИГИЛа, сколько на идеологию фашизма. Впрочем, принципы АУЕ — менее человеконенавистнические.

Трансформация в позитив у АУЕ маловероятна, но полностью такое я бы не исключал.

- Считается, что у сообщества есть взрослые кураторы из криминальной среды, через которых идут на зоны средства, собранные в школах и колледжах членами АУЕ...

- Вопрос сложный, его надо исследовать. В Забайкальском крае я посетил колонию и СИЗО — и рассказал осужденным о случаях когда кто-то из детей – детдомовцев покончил с собой из-за того, что не смог собрать деньги для АУЕ и подвергся издевательствам со стороны сверстников. Я следил за реакцией заключенных на мой рассказ. Смотрел не только за тем, что они говорят, но и за их выражением глаз, за мимикой. Рассказывал я про это и мужикам, и тем, кто причисляет себя к криминальной элите — всюду видел возмущенную реакцию. Не видел я там тех, кто мог быть такими кураторами. Но это не значит, что их нет. Криминальный мир разнообразен и у них нет министра и заместителей.

Но опасность не в людях, которые могут стоять за АУЕ. Это всего лишь люди. Опасность в привлекательности самой идеологии. И она в отсутствии устоявшихся этических ценностей и сложившегося этического консенсуса в стране оказывает влияние на определенное количество людей. Замещая этот консенсунс.

- То есть АУЕ расползается, потому что нет этического консенсуса?

- Само общество, некоторые действия властей формируют у людей впечатление, что все коррумпированно, честно с властями общаться невозможно — тебя обманут. Создается такая атмосфера, чтобы тинэйджеры либо не понимали, что делает власть, либо — как раз все это понимали и с презрением относились.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

- В соцсетях возникли сообщества АУЕ, куда входят десятки тысяч подростков (есть цифра — 800 тысяч). Главная тема — романтизация криминального образа жизни и противопоставления «своих» и чужих.

- Я эти 800 тысяч не видел. Я много общаюсь с молодежью, выступаю в колледжах, школах, на улицах. Ни в одном городе, который я посетил, такой массовости я не заметил не видел. Но массовость есть и все равно это тревожно. Есть два пути.

Первый - ввести уголовную ответственность за принадлежность к АУЕ, такой подход мы любим использовать в нашей стране в последние 500 лет.

Но есть другой путь. В интернете АУЕ должны противостоять грамотные специалисты, которые умеют с ними беседовать, возражать и переубеждать, но говорить с ними уважительным языком. Это то, что я пытался сделать, когда в Интернете появились националистические группы. Помню как я начинал с ними переписку, спокойно уважительно вел с ними диалог. Помню, как некоторые обещали меня убить , но когда спустя 5-7 лет я встречал этих ребят вживую, то ничего кроме слов благодарности я не слышал. Тут нужна воля государства к тому, чтобы с одной стороны признать проблему АУЕ, а другой – избежать компанейщины и перегибов.

- Как конкретно бороться с расползанием АУЕ?

- Не отрицая мер административного и уголовного характера в рамках действующего законодательства основная борьба с АУЕ должна вестись на культурном и этическом фронтах. Должна формироваться этическая константа и появляться люди высокого уровня культуры. Человек, опирающийся на опыт предшествующих поколений. Пусть даже это 18-летний человек который работает на стройке, но у него высокий уровень культурных потребностей. Он много читает — пусть и в интернете — и хочет разобраться в происходящим вокруг. И он выяснит, что уже была босяцкая субкультура и субкультура воров в законе в 40-70-е годы в нашей стране, и ни к чему хорошему это не привело. Ни для тех, кто их развивал, ни для тех, кто пытался сделать ставку на них. И тогда эта субкультура обречена.

- Через какие рычаги государство должно действовать?

- Если бы не закрыли министерство по делам молодежи, я бы сказал, что через него. Министерство культуры могло бы быть, но оно слабовато для такой задачи. Был бы Нургалиев министром — я бы сказал, что это должно быть МВД, но способно ли на это современное МВД - не знаю. Дай бог, чтобы я ошибался. Может, нужна межведомственная комиссия или рабочая группа. Несколько десятков грамотных специалистов. Психологов. Педагогов. Историков. Криминалистов. Бывших заключенных. Бывших сторонников АУЕ. Специалистов по молодежной субкультуре. Бывших скинхедов.

- А есть сторонники АУЕ, которые вошли во взрослую жизнь и состоялись?

- Те, кого я знаю - это нормальные порядочные люди, которые ото всего этого отошли. Они в 17 лет писали АУЕ, сидели в СИЗО и передавали арестантские приветы, а сейчас освободились, им по 23-24 года, они нормальные люди и не хотят к прежнему возвращаться.

- Но среди легенд об АУЕ есть и такая: можно войти, но выйти из него нельзя — иначе смерть.

- Это да, это легендирование АУЕ. Это связано с мифами, с легендами, что «или верность и единство - или смерть». На самом деле такого не происходит. Если бы АУЕ представляло из себя то, чем он себя позиционирует, у нас было бы сейчас не 1700 несовершеннолетних заключенных, а десятки тысяч в колониях. Слава богу, мы этого не имеем. Если не развенчивать их идеологию, это будет очень опасно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

Что значит АУЕ? Все чаще в интернете, да и в повседневной жизни обыватели встречают странную аббревиатуру - «АУЕ». Она, будто бы обаятельно матерная и в то же время пугающая своим видом, скрывает за собой страшное нутро

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ - «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» - «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!» (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Под Новосибирском четверо школьников-фанатов АУЕ забили до смерти прохожего

Ночная прогулка пятерых подростков по родному селу Сокур (в часе езды от Новосибирска) закончилась убийством местного жителя. Пути 43-летнего местного безработного и компании школяров (младшему - 11 лет, старшим - 16) пересеклись в час ночи (подробности)