Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика25 марта 2017 22:00

Директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов: Рука не поднимется закрыть город, даже если там завод встал

Как собираются возвращать к жизни «вымирающие» территории, и не превратится ли программа по их поддержке в бессмысленную трату бюджетных средств [инфографика]
В 90-е жить в моногородах стало тяжко: банкротство заводов, безработица, отсутствие социальных услуг

В 90-е жить в моногородах стало тяжко: банкротство заводов, безработица, отсутствие социальных услуг

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В России в моногородах (это такие, где жизнь крутится вокруг одного предприятия) живет более 13 млн. человек. Каждый десятый россиянин. В советские времена это были развитые территории. Но в 90-е жить в моногородах стало тяжко. Банкротство заводов, безработица, отсутствие социальных услуг. Три года назад в России появился Фонд развития моногородов. Он придумывает программы развития и распределяет бюджетные деньги. Директор фонда Илья Кривогов на форуме в Сочи ответил на вопросы «КП».

МАЛО ТРАТИМ, ЗАТО НЕ ПОТЕРЯЛИ НИ РУБЛЯ

- Илья, у Счетной палаты к вам было много претензий. И зарплаты высокие, и средства неэффективно расходуете. Есть чем ответить?

- Самая главная к нам претензия, что мы мало расходуем средства, выделенные из бюджета. На мой взгляд, в этом наш плюс. Мы мало потратили, зато не потеряли ни рубля за два года. Платим по факту. Можно было 12 млрд. сразу освоить. Но мы так не работаем. Наши счета прозрачные - Минфин их видит.

- Ваш фонд строит большой технопарк (город Надвоицы в Карелии), а контракты с инвесторами не заключены. Деньги вкладываются в площадку, которая не нужна. Смысл?

- Если аудиторы видят опасность незагрузки инфраструктуры, мы на это реагируем. Часть расходов берет на себя региональный бюджет. Мы не можем запрещать им это. А Надвоицы, пожалуй, самый проблемный город. Важный нюанс - в технопарках можно менять инвесторов. У нас есть почти полгода, чтобы найти новых. Недавно Минэкономразвития приняло решение создать там территорию опережающего развития (ТОР). Так что интерес к городу будет.

Директор фонда Илья Кривогов на форуме в Сочи ответил на вопросы «КП». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Директор фонда Илья Кривогов на форуме в Сочи ответил на вопросы «КП». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

- А что дает этот статус?

- Там действуют налоговые льготы для инвесторов. Расходов казны нет. Есть механизм защиты «от дурака». Если в течение года ни одного резидента город не привлек - статус отзывается, до свидания. Главное, чтобы не получалось искусственных офшоров на месте ТОР. То есть где-то бизнес будет закрываться, чтобы открыться на новом месте, где не надо платить налоги. Такой ситуации мы должны избегать.

Как жители оценивают экономическую ситуацию в городе

Как жители оценивают экономическую ситуацию в городе

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ЗАКРЫЛСЯ КОМБИНАТ? ОТЛИЧНО! ПУСТЬ ТУРИСТЫ ПРИЕЗЖАЮТ

- Есть примеры моногородов, которые удалось «перезапустить»?

- Есть примеры, когда город менялся благодаря малому бизнесу. Вот, например, Вятские Поляны (Кировская область). Мы приезжали туда в 2010 году, в городе не было ни такси, ни гостиниц, ни кафе. Население 30 тысяч человек - есть вокзал, газ во всех домах, классный город, но вообще не было ничего развлекательного. Мы приехали туда недавно - и были приятно удивлены переменами.

- Людям надо где-то деньги брать, чтобы оплачивать поездки в такси и обеды в кафе!

- Да, должна быть экономика города. Тот факт, что есть такси и работают кафе, говорит, что спрос есть. Находятся предприниматели, которые выкручиваются. Раньше в Байкальске (Иркутская область. - Ред.), где закрылся целлюлозно-бумажный комбинат, людям есть было нечего. Активные бизнесмены смекнули, что раз ЦБК нет - больше нет экологической проблемы. И начали развивать туризм. Появился малый бизнес, который обслуживает туристов - 500 тысяч человек ежегодно там отдыхают.

Топ-5 регионов с самыми депрессивными моногородами

Топ-5 регионов с самыми депрессивными моногородами

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

А МОЖЕТ, ВЗЯТЬ И ВСЕХ ПЕРЕСЕЛИТЬ?

- Иногда звучит такое мнение: может, не стоит накачивать моногорода деньгами, а определить список нежизнеспособных и начать переселение?

- Надо дать шанс всем. Почему мы должны кого-то переселять? У меня рука не поднимется закрывать город, потому что там градообразующее предприятие остановилось. И мы не накачиваем города деньгами. Это раньше было. Тогда из бюджета выделялись миллиарды на выплату зарплат рабочим в моногородах. Это временное затыкание дыр. А мы выделяем деньги под новые трудовые места. И не каждый город еще их получит.

- Но и не в каждом городе получится восстановить производство. Или придумать новую фишку, чтобы деньги привлечь. Как тогда быть?

- В России было несколько попыток переселения. Первые еще во времена Столыпина, когда экономические рычаги сработали. Позднее - политической воли люди слушались. А новые проекты все провалились. И сертификаты выдавали, и была программа Всемирного банка о переселении из районов Крайнего Севера - народ не хочет уезжать. Более того, переселение - это дорогая история. 5 тысяч из города переселить - это потратить 5 млрд. рублей. Но этим людям на новом месте тоже надо где-то работать! А значит, все равно придется делать вложения в рабочие места, в новые производства. Надо создавать одинаковые условия для жизни везде. Не только в Москве, в Петербурге или Екатеринбурге. Но и в небольших городах. Иногда такие городки настолько уютные, что не хочется уезжать. И если бы там была зарплата, как в крупном городе, такой же перечень социальных услуг, тогда бы люди не уезжали. Такую цель надо ставить.

- Что вы сделали для развития моногородов?

- Мы заключили соглашений на 10 млрд. рублей в 17 моногородах. И уже создали около 2,5 тысячи рабочих мест. Плюс даем кредиты на льготных условиях частным инвесторам в моногородах (под 5% годовых на 8 лет). Но требования жесткие. Мы должны отвечать за каждый рубль. И, наконец, обучаем местные власти управлению моногородами. В прошлом году было 100 команд из местных чиновников и менеджеров, учили их привлекать инвестиции.

Всего в России 319 моногородов

Всего в России 319 моногородов

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КСТАТИ

Средняя зарплата - 280 тыс. рублей

В январе 2017 года Счетная палата обнародовала итоги проверки фонда. Самой большой статьей расходов аудиторы назвали зарплаты. Доход Ильи Кривогова за два года составил 20,5 млн. рублей (почти миллион в месяц). А средняя зарплата рядового сотрудника равнялась 280 тыс. руб. Для сравнения, средняя зарплата в стране - 36 тысяч рублей. В депрессивных моногородах - и того меньше, 15 - 20 тысяч.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Дмитрий ЖУРАВЛЕВ, директор Института региональных проблем:

Нужны крупные производства, а не малый бизнес

- У Минэкономразвития не всегда хватало ресурсов заниматься моногородами. Поэтому отдельная структура - это хорошо. Но со стратегией работы фонда я не согласен. Сделана ставка на средний и малый бизнес. Так быстрее и проще. Но малый бизнес может помочь городу, только если среди жителей есть спрос на услуги и товары. А какой спрос, если у многих денег почти нет?! Моногородам нужны вторые и третьи крупные производства. Когда в городе чугунный завод, пара заборов да тысяч пять безработных, зачем им технопарк?