Введение сбора вызвало протесты дальнобойщиков.
Просто поразительно, как наши чиновники умеют устроить проблемы стране на ровном месте! Как будто нет действительных объективных трудностей и сложных задач, которые им же необходимо решать. Так им надо прибавить еще.
15 ноября в России ввели новый дорожный сбор – взимание платы с большегрузных (от 12 тонн весом) автомобилей за проезд по федеральным автотрассам. Понятно, что сбор этот относится к водителям-дальнобойщикам и транспортным компаниям, осуществляющим междугородные перевозки. Сейчас эта плата составляет 1 рубль 53 копейки за километр, а в марте следующего года тариф обещают поднять вдвое - до 3 рублей 6 копеек за км. Тех, кто не заплатит сразу, заставят это сделать через суд, еще и штрафы начислят.
Введение сбора вызвало протесты дальнобойщиков, которые грозят привести свои автоколонны в Москву и бурные дебаты экономистов и разного рода экспертов. Постфактум. Бизнес сейчас кричит о росте цен и инфляции из-за этого сбора, в правительстве заверяют, что эти крики ни на чем не основаны, а дороги надо ремонтировать, и Федеральный дорожный фонд посредством нового сбора намерен собирать 40-50 млрд. рублей ежегодно на эти цели. А часть дальнобойщиков даже начали акции протеста против сбора.
Нужен ли этот сбор? Безусловно. Он, кстати, существует во многих странах Европы. «Газель» или большегрузный «Вольво» оказывают разное воздействие на полотно дороги. И вряд ли кто будет с этим спорить. Вспомним хотя бы, как вводят ограничения на проезд грузовых машин по местным дорогам в период распутицы, чтобы сохранить их. Вопрос назрел, как говорится, не вчера. Возможность введения этого сбора начали обсуждать еще в 2011 году. И – так и не обсудили.
А ведь вопрос действительно очень сложный. У нас никто не знает, сколько стоит километр одной полосы, не говоря уже о том, в какую сумму обходится ее поддержание в порядке или ежегодная эксплуатация. Никто не ответил на вопрос, почему речь идет о просто массе автомобиля, а не, например, о нагрузке на ось. Исходя из чего рассчитывались те самые 1р.53 коп., и почему с марта сбор вырастет до 3р06 коп.? Это только несколько вопросов, которые возникли у меня, у дилетанта в этой области, а сколько их еще есть у профессионалов?
Дано – чиновники считают, что за год одна фура в среднем проезжает всего лишь 8 тысяч километров. Дальнобойщики говорят о ста тысячах километров пробега за год. Если встать на позиции чиновников, то среднесуточный пробег дальнобойщика составит всего около 22 километров. Извините, господа, этот путь хороший пешеход пройдет, максимум, за 4 часа. Разброс – в 12 раз. Дано – автопарк таких автомобилей в России составляет от полутора до двух миллионов единиц. И тут точнее никто не скажет. Стоит ли удивляться, что в таких условиях людям непонятно, почему с них снимают именно эту сумму, сколько всего наберется и куда пойдут эти деньги.
И – самое главное во всей этой истории. Я помню, как шла подготовка к внедрению ОСАГО. Там тоже было все достаточно скомкано. Но проблема обсуждалась в обществе. От Госдумы до дискуссий в центральных и местных СМИ. Вырабатывалось общее решение, компромисс, консенсус. Называйте как угодно. Но именно по той причине «автогражданка» оказалась воспринята страной относительно безболезненно, что это было общее решение, принятое вместе и после обсуждения.
Почему же в нынешней ситуации все решалось келейно, а дискуссия развернулась постфактум уже не в виде обсуждения, а в варианте «стенка на стенку», с треском ломающихся копий? Профессионалы рынка, эксперты отрасли и господа из того же Минтранса могли бы обсудить проблему и выработать компромиссное решение.
Люди – не дураки. И не враги своему же государству. Но их такими могут сделать господа, заседающие в различных кабинетах министерств и ведомств. Право слов, пора уже за подобное вводить ответственность. Хотя бы служебную.