Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Авто24 ноября 2015 13:20

Стоит шофер-дальнобойщик…

Почему новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей вызвал протесты водителей
Введение сбора вызвало протесты дальнобойщиков.

Введение сбора вызвало протесты дальнобойщиков.

Просто поразительно, как наши чиновники умеют устроить проблемы стране на ровном месте! Как будто нет действительных объективных трудностей и сложных задач, которые им же необходимо решать. Так им надо прибавить еще.

15 ноября в России ввели новый дорожный сбор – взимание платы с большегрузных (от 12 тонн весом) автомобилей за проезд по федеральным автотрассам. Понятно, что сбор этот относится к водителям-дальнобойщикам и транспортным компаниям, осуществляющим междугородные перевозки. Сейчас эта плата составляет 1 рубль 53 копейки за километр, а в марте следующего года тариф обещают поднять вдвое - до 3 рублей 6 копеек за км. Тех, кто не заплатит сразу, заставят это сделать через суд, еще и штрафы начислят.

Введение сбора вызвало протесты дальнобойщиков, которые грозят привести свои автоколонны в Москву и бурные дебаты экономистов и разного рода экспертов. Постфактум. Бизнес сейчас кричит о росте цен и инфляции из-за этого сбора, в правительстве заверяют, что эти крики ни на чем не основаны, а дороги надо ремонтировать, и Федеральный дорожный фонд посредством нового сбора намерен собирать 40-50 млрд. рублей ежегодно на эти цели. А часть дальнобойщиков даже начали акции протеста против сбора.

Нужен ли этот сбор? Безусловно. Он, кстати, существует во многих странах Европы. «Газель» или большегрузный «Вольво» оказывают разное воздействие на полотно дороги. И вряд ли кто будет с этим спорить. Вспомним хотя бы, как вводят ограничения на проезд грузовых машин по местным дорогам в период распутицы, чтобы сохранить их. Вопрос назрел, как говорится, не вчера. Возможность введения этого сбора начали обсуждать еще в 2011 году. И – так и не обсудили.

А ведь вопрос действительно очень сложный. У нас никто не знает, сколько стоит километр одной полосы, не говоря уже о том, в какую сумму обходится ее поддержание в порядке или ежегодная эксплуатация. Никто не ответил на вопрос, почему речь идет о просто массе автомобиля, а не, например, о нагрузке на ось. Исходя из чего рассчитывались те самые 1р.53 коп., и почему с марта сбор вырастет до 3р06 коп.? Это только несколько вопросов, которые возникли у меня, у дилетанта в этой области, а сколько их еще есть у профессионалов?

Дано – чиновники считают, что за год одна фура в среднем проезжает всего лишь 8 тысяч километров. Дальнобойщики говорят о ста тысячах километров пробега за год. Если встать на позиции чиновников, то среднесуточный пробег дальнобойщика составит всего около 22 километров. Извините, господа, этот путь хороший пешеход пройдет, максимум, за 4 часа. Разброс – в 12 раз. Дано – автопарк таких автомобилей в России составляет от полутора до двух миллионов единиц. И тут точнее никто не скажет. Стоит ли удивляться, что в таких условиях людям непонятно, почему с них снимают именно эту сумму, сколько всего наберется и куда пойдут эти деньги.

И – самое главное во всей этой истории. Я помню, как шла подготовка к внедрению ОСАГО. Там тоже было все достаточно скомкано. Но проблема обсуждалась в обществе. От Госдумы до дискуссий в центральных и местных СМИ. Вырабатывалось общее решение, компромисс, консенсус. Называйте как угодно. Но именно по той причине «автогражданка» оказалась воспринята страной относительно безболезненно, что это было общее решение, принятое вместе и после обсуждения.

Почему же в нынешней ситуации все решалось келейно, а дискуссия развернулась постфактум уже не в виде обсуждения, а в варианте «стенка на стенку», с треском ломающихся копий? Профессионалы рынка, эксперты отрасли и господа из того же Минтранса могли бы обсудить проблему и выработать компромиссное решение.

Люди – не дураки. И не враги своему же государству. Но их такими могут сделать господа, заседающие в различных кабинетах министерств и ведомств. Право слов, пора уже за подобное вводить ответственность. Хотя бы служебную.