Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Дом. Семья6 октября 2015 22:00

Шесть бестселлеров этой осени

Новинки от самых продаваемых и любимых писателей: Токаревой, Акунина, Гафта и других

Фото: Мария ЛЕНЦ

Акунин-Чхартишвили «Другой путь»

«Захаров», 2015

Новая книга писателя так и подписана - одновременно псевдонимом и настоящей фамилией - и продолжает серию «Семейного альбома», к которому принадлежит и «Аристономия», которую сам Акунин считает первым серьезным романом в его жизни. Но если «Аристономия» посвящена, так сказать, внешнему «большому миру», то новая книга - миру человеческих отношений и любви. В центре повествования - жизнь одной московской семьи, но, как это бывает в хороших книгах, сквозь частную историю прослеживается целый кусок непростой российской истории. Действие романа происходит в 20-х годах прошлого столетия. «Мой герой, и я вместе с ним, пытаемся погнаться за двумя зайцами, не упустить ни Большого Мира, ни Малого. Я очень давно ломал себе голову над тем, возможно ли такое в принципе», - пишет у себя в блоге Борис Акунин.

Валентин Гафт «Ступени»

«Арт-партнер XXI», 2015

Это прекрасное подарочное издание, выпущенное к юбилею Гафта. Хотя книга и имеет подзаголовок «Собрание моих сочинений в одном томе», все же это очень автобиографическая история. Точнее, очень много маленьких и стихотворных историй: «Мое детство», «Мой зоопарк», «Мой театр», «Мой город», «Моя философия» и так далее, всего 10 глав. А предваряет сборник биографическое эссе Валентина Гафта. Тонкая лирика, философские стихотворения и едкие искрометные эпиграммы оформлены чудными иллюстрациями, созданными специально для друга-юбиляра знаменитым Михаилом Шемякиным. Кроме очень личных высказываний, размышлений о жизни и смерти, в книгу вошли злободневные стихи (поэтическая форма им только добавляет точности и остроты), а также тексты о Елене Образцовой и Екатерине Максимовой. Ну а что касается эпиграмм - возможно, многие вы прочитаете впервые.

Пол Боулз «Пусть льет»

«Азбука», 2015

Если вам нравится фильм Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» с Джоном Малковичем и Деброй Уингер - Пол Боулз, определенно, ваш писатель. Поскольку фильм великого итальянца как раз и есть экранизация одноименного романа Боулза - одного из самых крупных писателей ХХ века. Но, к сожалению, у нас Боулза катастрофически мало знают. А к счастью - эта беда уменьшена ровно на одну хорошую книгу: роман «Пусть льет» теперь доступен в русском переводе. Книга исследует погружение западного усложненного человека в мир севера Африки, где жизнь вообще течет в другом измерении, и ее дикая мощь легко ломает тонкий панцирь цивилизации. На этом стыке миров, в пограничном состоянии Боулз сам провел почти 60 лет жизни, уехав из Америки в Марокко и думая, что там найдет какую-то разгадку жизни. Вот и его книжный герой Нелсон Даер, робкий кассир нью-йоркского банка, приезжает в порочный и искусительный Танжер, чтобы все начать с чистого листа. Среди международных аферистов, обедневших аристократов, неловких шпионов и жуликов всех мастей он дает свободу своим инстинктам, исследуя изнанку цивилизованного общества, - и, не в силах остановиться, заходит слишком далеко. Вино, женщины, деньги, наркотические трипы. Даер вляпывается в интригу с влиятельной Дейзи и юной Хадижей и громоздит ошибку на ошибке.

Виктория Токарева «Мои мужчины…»

«Азбука», 2015

В новую книжку популярной писательницы входит повесть, рассказы и самые интересные фрагменты ее интервью (они у Виктории Самойловны выходят поинтереснее иных романов). Токарева рассказывает о мужчинах, которые повлияли на ее жизнь. Причем у героев ее книги могут быть непересекающиеся мировоззрения, вообще перпендикулярные поступки, но все они сделали ее жизнь. Виктория Токарева называет их - Михалкова, например, Войновича, Данелию, Горбачева - архитекторами своей жизни.

«Я, конечно, и сама тоже внесла свой вклад, - добавляет она. - Я написала двадцать томов, и за меня это никто не мог бы сделать. И тем не менее: литературный талант очень трудно обнаружить… Человек поет или рисует - сразу заметно. А писать… Я могла бы и не распознать свои литературные способности. Работала бы учительницей пения: выходили гу-си… ходила бы нервная и несчастная. Но я выиграла свою жизнь». Кстати, Михалкова Виктория Токарева повстречала именно в школе. Точнее, заманила…

Впрочем, лучше прочитать об этом в книге, интереснее, чем Токарева, об этом все равно никто не расскажет.

Ю Несбё «И прольется кровь»

«Азбука», 2015

Новый роман от автора бестселлеров «Снеговик», «Леопард», «Полиция», а также совсем недавно написанной книжки «Кровь на снегу». Это, считай, продолжение. Если даже не на сто процентов, то все равно оба триллера связаны общими сюжетными линиями. Героя зовут Ульф, он приезжает в глухое местечко и встречает там странного типа по имени Маттис. Вот что Ульф говорит о себе: «Я - наемный убийца-неудачник. Я обманул заказчика, но мой обман раскрылся, и я был вынужден бежать, спасая свою жизнь. Та, из-за которой я решился взяться за это дело, умерла, не дождавшись моей помощи, так что все было впустую. И теперь я оказался на самом краю земли, где меня никто не знает и где мне не от кого ждать помощи. А между тем преследователи дышат мне в затылок...»

Энтони Дорр «Собиратель ракушек»

«Азбука-Аттикус», 2015

Уже на подходе сборник из восьми чудных рассказов-новелл Энтони Дорра, получившего Пулитцеровскую премию в этом году за роман «Весь невидимый нам свет» о любви слепой французской девочки и мальчишки из гитлерюгенда. В «Собирателе ракушек» любовь другого свойства. Скорее это восторг и обожание мира, который в своей красоте и величии так сокрушительно самодостаточен, что человек рано или поздно осознает свои в нем более чем скромные масштабы и пределы. Дорр переносит читателя с берегов Африки в сосновые леса Монтаны, в сырость болот и пустоши Лапландии, прекрасно равнодушные к людям, их отношениям и суете - время и пространство исчерпают любую скорбь. Герои этих новелл далеки от красноречия или изощренной любви, но знают, где зимует форель или спит медведь. И даже могут, прикоснувшись к животному, проникнуть в его сознание. Один из них - слепой ученый, он может определить разновидность любой улитки на ощупь, да он и сам живет, как улитка, на кенийском побережье, но зато находит средство от лихорадки - ядовитого моллюска. Другая героиня следует за своим мужем в дикую глушь только для того, чтобы там осознать свое предназначение и покинуть своего избранника. Беженец из Ливана находит спасение от терзающих его кошмаров в тишине сада, захоронив сердца выбросившихся на берег китов. Палеонтолог учится бегать по Африке, чтобы догнать дикарку своей мечты.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Денис ДРАГУНСКИЙ, писатель

Денис Драгунский.

Денис Драгунский.

Фото: RUSSIAN LOOK

- Только что отдал в издательство свою книжку («Рижские рассказы» выйдут очень скоро. - Ред.) - поэтому читал в последнее время меньше, чем писал. Но все же несколько книг возьмусь порекомендовать. Одна из них написана Борисом Минаевым - «Батист». Это семейный роман, действие которого происходит в первые послереволюционные годы, о странности человеческого существования вообще и, в частности, о судьбе знаменитого врача и его жены. Книга очень интересная, несмотря на некоторые, скажем так, ужасы. Это первый роман из цикла «Мягкая ткань», и пусть читателя не смущает, что некоторые герои выпадают из сюжета, они проявятся в продолжении этой эпопеи. Прочел не так давно «Окаянные» - роман-притчу Татьяны Ковалевской. Это фэнтези на основе библейской и скандинавской мифологии.

И еще - «Мама, Колян и слово на букву Б» Диляры Тасбулатовой. Это очень хорошая книжка коротюсеньких рассказов, как будто написанных новым Зощенко, - грубоватый язык, рискованная лексика, впечатление документальности, как будто это подслушанные разговоры чрезвычайно простых, сильно пьющих людей с окраины. Словом, это отличное произведение, достойное внимания просвещенных читателей, очень глубокое психологически и социально.