Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика29 сентября 2015 22:00

«Роснефть»: Технологии - наши, качество - мировое

Российские разработки, которые легли в основу модернизации Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, позволят почти полностью перерабатывать нефть, глубина переработки составит до 96%
Елена СБОРНОВА
Из молодых специалистов НК НПЗ быстро вырастают настоящие профессионалы. Фото: Сергей Курочкин

Из молодых специалистов НК НПЗ быстро вырастают настоящие профессионалы. Фото: Сергей Курочкин

Территория успеха

На этой неделе «Роснефть» отметила 20-летие со дня образования акционерного общества: именно столько лет компания объединяет ведущие предприятия страны по добыче и переработке «черного золота». Кстати, возраст у многих из них гораздо солиднее, и Новокуйбышевский НПЗ - одно из таких предприятий: он основан в 1951 году.

Время идет, а завод молодеет. Масштабная модернизация не оставляет места старому, малоэффективному, энергоемкому - на завод приходят передовые технологии и оборудование, которые не только отвечают реалиям дня сегодняшнего, но и опережают время.

1100 гектаров - на этой огромной площади производят бензин, авиационное и дизельное топливо, масла и присадки. Здесь трудятся 3,5 тысячи человек, из которых 2,5 тысячи заняты в строительстве. Стройка повсюду, краны теснятся тут и там. В местах их скопления растут современные комплексы, которые уже скоро полностью заменят устаревающее оборудование. И насколько видит глаз - везде чистота и порядок.

Курс на развитие

Кризис не стал поводом для замораживания программы модернизации. Самый крупный объект строительства на сегодняшний день - комплекс гидрокрекинга, состоящий из пяти технологических установок. Четыре крупногабаритных реактора пришлось доставить сюда по воде - специально для их приема был построен грузовой причал на реке. Вокруг реакторов монтируются остальные конструкции. Когда все будет готово, комплекс позволит увеличить глубину переработки нефти до 96%, сведя выпуск мазута почти к нулю.

Через дорогу от этой стройки сверкают новенькой металлической изоляцией две крупнотоннажные установки каталитического риформинга и низкотемпературной изомеризации. Их ввод в эксплуатацию в прошлом году позволил предприятию перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5, то есть с нулевым содержанием серы и ароматического углеводорода. Кстати, благодаря высоким стандартам качества в прошлом году авиационный керосин, бензин и дизтопливо, произведенные заводом, стали лауреатами конкурса «100 лучших товаров России».

Основными технологическими процессами на заводе руководят из одного Центрального пункта управления. Внутри - новейшая техника: многочисленные датчики выводят всю информацию на экраны компьютеров, и операторам уже не надо в дождь, в мороз и в зной бегать по территории, крутить задвижки вручную - они все делают одним нажатием кнопки.

Отечественный катализатор - простой, не «золотой»

Топливо Евро-5 - цель, которую заводчане достигли. Сотрудники центральной заводской лаборатории подтверждают отличные характеристики продуктов, но и это не предел. Третий этап модернизации подразумевает, например, создание первой отечественной опытно-промышленной установки процесса GTL, которая будет перерабатывать природный и попутный нефтяной газ в жидкие углеводороды.

Еще одна из приоритетных задач - наладить процесс производства, минимально зависящий от импортных составляющих. Сегодня Новокуйбышевский НПЗ готовится стать экспериментальной площадкой для использования российских катализаторов. Этот опыт будет распространяться не только на предприятиях «Роснефти», но и других компаний страны.

- Мы сейчас ведем промышленные испытания катализатора РДС-4 Ангарского завода катализаторов и органического синтеза. Завершение испытаний позволит нам заместить импортные аналоги отечественными и даст ощутимую экономию, - рассказал генеральный директор завода Виталий Зубер.

В общем, амбициозных задач масштабной модернизации здесь решают с энтузиазмом, ведь коллектив завода молодой. В прошлом году он пополнился рекордным количеством молодых специалистов - на завод после института пришли 20 инженеров. Профессию ребята выбрали не случайно - новокуйбышевцы сознательно стремятся попасть на градообразующее предприятие, начиная строить карьеру со старших классов школы - Роснефть-классов. Этот путь прошел и Александр Гиголо. За пять лет парень успел продвинуться по карьерной лестнице до начальника установки.

- Я устроился на завод, когда еще был студентом Самарского государственного технического университета. Сначала работал оператором на старой установке каталитического риформинга, потом был переведен на новую начальником смены, затем назначен технологом… Сегодня я возглавляю установку гидроочистки керосина. В нашей компании молодому человеку очень легко продвинуться, главное - проявлять инициативу, предлагать свои идеи, болеть за свое дело, - рассказал Александр.

В следующем году Новокуйбышевский НПЗ отметит свое 65-летие. Ветеранам производства все сложнее узнать родной завод, но это их только радует: прогресс не должен останавливаться.

- Когда сюда приходишь, глаз радуется, и душа тоже, - улыбается Герой Социалистического Труда Нина Михайловна Федорова. - Завод очень изменился за последние несколько лет. Единственное, что остается неизменным, - его трудовые традиции: уважение ветеранов, наставничество молодежи, стремление быть первыми всегда и во всем. Это очень приятно!

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- 170 миллиардов рублей затратила компания на инновации в 2014 году. Из них затраты на НИОКР составили 33,2 миллиарда.

- 204,9 миллиона тонн нефти и жидких углеводородов добыла компания в прошлом году. Это 38 процентов всей российской добычи. 20 лет назад «Роснефть» добывала 12,7 миллиона тонн в год.

- 265,2 тысячи человек работают на предприятиях «Роснефти». Их количество увеличилось за 20 лет более чем втрое.

- 2400 заправок действуют в стране под брендом «Роснефть».

- 3 триллиона рублей налогов заплатила компания в прошлом году. Она - крупнейший налогоплательщик России.