Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Дом. Семья20 сентября 2015 22:00

Сила действия равна силе противодействия

Паровозы и пароходы как зеркало русской ментальности
Книга для любителей инженерной мысли и истории науки? Нет, это только на первый взгляд...

Книга для любителей инженерной мысли и истории науки? Нет, это только на первый взгляд...

При первом рассмотрении эта книга для любителей инженерной мысли и истории науки, потому чтобы в ней в строгом порядке изложены истории создания и распространения пароходов, железных дорог и паровозов, маяков и тоннелей. Много цифр, данных, сравнений в футах, верстах, рублях, фунтах. Даже отдельные главы, посвященные истории паровозов, железных дорог и пароходов в России поначалу выглядят не более, чем обзор в стилистике культового журнала «Техника молодежи».

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ И ИХ ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

КНИГОВЕК, 2015

Черным по белому в книге написано: если в Европе трудности с внедрением паровозов и пароходов были в основном технические, то в России трудности были всякие: административные, погодные, непонимание всеми слоями общества, неумение эффективно использовать, но очень масштабное умение увести денежную массу не в том направлении. Из тумана веков и пара первых паровозов проступает не только технологическая история с множеством подробностей неактуальных для современного читателя не инженерного склада ума. Проступает страшный и неизменный алгоритм внедрения новинок (читай инноваций) на Руси-матушке.

Этап первый – технологическое отставание от Европы лет на 100-150 по непонятной причине, ведь правящий класс-то у нас был вроде бы как на высоте (читай Льва Толстого).

Этап второй – принятие решение на уровне императора о необходимости внедрения, но первое осуществление с тремя обязательными атрибутами: иностранные специалисты, огромный бюджет, «игрушечное» применение (железная дорога от дворца до дворца).

Третий этап – длительная пауза.

Четвертый – приказ сверху внедрять, но бардак в бюджетировании и управлении, наложенный на внешние факторы (Крымская, что характерно, война) приводят к тому, что отрасль полностью отдается в бесконтрольное управление частным компаниям.

Пятый этап – частные компании создают рынок потребления услуги и сервиса, масштабные коммуникации, но государство всё забирает в своё управление (сначала тарифы, потом лицензии на деятельность).

Инновация становится обыденностью с плохим качеством и скоростью обслуживания, но со значительной дешевизной в ставках по сравнению с породившей новинку Европой. Так описывает путь внедрения железных дорог в России английский автор конца XIX века – Фредерик Гольмс и любопытное чтение из истории техники, становится источником не менее любопытных аналогий.