Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Дом. Семья28 июля 2015 6:34

«Особенно у нас в крестьянской России»

Представляем вашему вниманию потерянную и вновь обретенную книгу Осипа Брика «О рекламе», издательства Ad Marginem (2014)
Представляем вашему вниманию потерянную и вновь обретенную книгу Осипа Брика «О рекламе», издательства Ad Marginem (2014)

Представляем вашему вниманию потерянную и вновь обретенную книгу Осипа Брика «О рекламе», издательства Ad Marginem (2014)

Книга становится «новинкой» не в момент выхода из печати, а в тот момент, когда ее заметит читатель, критик, колумнист. В потоке новинок популярных и функциональных некоторые менее модные книги могут попросту затеряться, остаться незамеченными. Представляю вашему вниманию потерянную и вновь обретенную книгу Осипа Брика «О рекламе», издательства Ad Marginem (2014).

Что мы знаем об Осипе Брике? Литератор и критик «второго эшелона», муж Лили Брик, весьма близкий друг и соавтор Маяковского. Ничтожно мало и это понятно: Брика практически полностью перестали печатать в 1930 (за исключением статей о Маяковском), и эта необъяснимая тишина продолжалась до середины 90-х годов. А разве не актуально звучит сегодня информация о том, что Осип Брик явился создателем теории социального заказа, производственного искусства, литературы факта?

С точки зрения истории искусства и политологии - это безумно интересно, но узок круг тех, кто захочет узнать истоки соцреализма. Однако нынешнему поколению, столь сильно ориентированному на карьеру и бизнес, есть что почитать у «неизвестного» Осипа Брика.

Книга «О рекламе» - это подборка его статей, написанная в двадцатых годах ХХ века, но которая с успехом может заменить многостраничные учебники по рекламе и маркетингу. Осип Брик старался избегать сложных слов и англицизмов, ибо многие его слушатели и читатели были малообразованны, но наполнены упоительной страстью править миром и стать «всем». Этот фактор делает книгу еще более актуальной сегодня. Он описывает значение рекламы для торговли, ее культурологический и просветительский аспекты, рассматривает важность выбора места размещения (коммуникационные каналы) в зависимости от группы потребления (целевой аудитории), разъясняет различные акценты в рекламном сообщении в зависимости от ситуации на рынке и описывает почти все проблемные ситуации, которые возникают сегодня при общении клиента и рекламщика.

Потрясающий аргумент в 1923 году Осип Брик приводит в условном споре с теми, кто хочет «напихать» в рекламное сообщение максимум информации: «Объявление не прочитывается, а просматривается. Поэтому надо так смонтировать текст, чтобы сразу зацепить внимание читателя и успеть ввести в его сознание необходимые сведения. Успех рекламы на 50% зависит от внешнего вида объявления». Каждая статья этой книги удивляет концентрацией точных определений и рекомендаций. Например, описывается алгоритм действий сотрудника магазина, коих нынче принято именовать продавцами-консультантами, с потенциальным покупателем в торговом зале для успешной продажи товара максимально высокой ценовой категории. Меньше ста страниц этой уникальной и маленькой книги – это и учебник по маркетингу и рекламе, и удивительный документ времени огромной культурологической ценности. Конечно, есть лозунги, упоминание Ленина, люди чаще всего называются «массами», но всё это не лишает книгу мудрости, очарования и некоторой наивности. У ее автора идеалы всё же были, и если говорить о рекламе, они были в эффективности, пользе «массам», а не в обогащении.