Премия Рунета-2020
Уфа
+10°
Boom metrics
Общество9 апреля 2015 17:50

Кто делает из рок-музыкантов террористов?

В Башкирии активизировались исламисты запрещенной партии «Хизб-ут Тахрир», которая ставит своей целью захват власти в мире
Ильшат долго искал себя: играл в группе, пробовал сетевой бизнес, женился на красавице… А в итоге оказался в рядах экстремистов.

Ильшат долго искал себя: играл в группе, пробовал сетевой бизнес, женился на красавице… А в итоге оказался в рядах экстремистов.

Такого еще не было. Управление ФСБ по Башкирии сообщило о задержании рекордной партии подозреваемых в терроризме – поймали сразу 31 человека. Правда, за решеткой в итоге остались всего 23, но и это немало. Почти все – молодые люди в районе 30. Среди них есть и предприниматели, и общественные деятели. У большинства – молоденькие жены и маленькие дети. Правда, есть риск, что мужей и отцов они увидят теперь нескоро: за участие в террористической организации (ст. 205.5 УК РФ) им грозит от пяти лет до пожизненного. В чем же их обвиняют?

Мечтают о халифате

Это не бородачи-ваххабиты, не члены «Аль Каиды» и не боевики ИГИЛ, но организация потенциально не менее опасная - запретили ее недаром. Партия «Хизб-ут Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения») была основана в 1953 году в Палестине. Поначалу боролись за освобождение страны от израильтян. Потом амбиции выросли: замахнулись на создание всемирного исламского государства, живущего по нормам шариата. Идеи расползлись по Арабскому Востоку, проникли в Турцию и даже Западную Европу. И конечно, Россию: упустили момент на пороге «нулевых» – тогда опасные идеи хлынули на благодатную почву вместе с потоком мигрантов из Узбекистана и других стран Центральной Азии.

В 2003 году Верховный суд России признал «Хизб-ут Тахрир» террористической партией и запретил ее деятельность, но было уже поздно – экстремистская зараза расползлась по всей стране.

Сколько их в России? Точные цифры назвать трудно – по некоторым данным, не меньше 10 тысяч. И все, как один, мечтают о халифате, наплевав на существующие границы государств. Объединять мусульман собираются ненасильственным путем – правда, сначала светское общество нужно «подготовить». Собственно, именно этим и занимаются члены «Хизб-ут Тахрир» в России.

У некоторых терпения не хватает: собирают вещи и едут на помощь «братьям-мусульманам» в Сирию или Ирак. Впрочем, это скорее единичные случаи.

Из фантазеров – в уголовники?

Ильгиз Латыпов (имена изменены) втянулся в это болото, когда ему было всего 17. Учил одноклассников читать намаз. Рассказывал ли о халифате, доподлинно неизвестно, но за экстремизм пришлось отсидеть. Семьей обзавестись не успел, получить образование – тоже. Ошибки юности ничему не научили: сейчас ему 23, и светит новый срок – преступление, по сути, то же (членство в «Хизб-ут Тахрир»), а вот статья гораздо серьезнее.

Как говорят адвокаты, поначалу «хизбов» «закрывали» по 282 ст. (экстремизм) – наказание было минимальным, нередко парни отделывались условными сроками. Несколько дел возбудили по ст. 278 («попытка вооруженного захвата власти») – сроки увеличились. Начиная с прошлого года членам «Хизб-ут Тахрир» светит уже от пяти лет – это минимальное наказание по статье 205.5.

Глядя на Ильгиза, во все это трудно поверить. С фотографии в соцсетях улыбается черноглазый парень в строгом костюме. Такими бывают менеджеры по продажам, пиарщики или даже коммивояжеры, но ведь не террористы же?!

- Поначалу все часто выглядит невинно, - объясняют в правоохранительных органах.

- Книги о халифате, встречи с «братьями-мусульманами», разговоры о пророке. Но религией они скорее прикрываются, потому что на деле это настоящая промывка мозгов.

Что самое страшное, целевая группа вербовщиков – молодые, физически развитые, активные парни. Эту бы энергию – да в мирное русло!

Еще один задержанный, 26-летний Ильшат Зарипов, получил хорошее образование, окончил авиационный университет, мог бы стать инженером. Посмотрел мир: пока был студентом, два раза ездил в Штаты по программе work&travel. Музыкант: играет на баяне и гитаре, неплохо поет, когда-то у него даже была своя рок-группа. Чего же не хватало?

- Он искал себя, - объясняет его супруга. – И в сетевой бизнес уходил, и в музыку. Но его это не устраивало. А потом встретился со знакомым, который принял ислам. Удивлялся: прежде этот знакомый был сорвиголова, а теперь остепенился. И муж тоже пришел к этому – и тоже успокоился. Даже родители поначалу его не узнавали.

Сама девушка тоже удивила родственников. Учила английский, занималась в школе моделей. А в 17 лет надела хиджаб и стала ходить в мечеть. С будущим мужем, кстати, познакомилась здесь же. Правда, сколько теперь придется ждать его из тюрьмы, - непонятно. Супруга еще одного из задержанных надела хиджаб, когда познакомилась с будущим мужем. Мы дозвонились ее сестре:

- Как же она живет теперь?

На том конце провода со вздохом повесили трубку…

Вербуют в соцсетях

О том, где заканчивается традиционный мирный ислам и начинается воинствующая пропаганда, которая только прикрывается религией, простому человеку сложно судить. Большинство из тех, кто грезит о халифате, даже Коран не читают - ограничиваются книгами Такиуддина ан-Набахони, основателя «Хизб-ут Тахрир».

– Их задача – не осуществление акций, а формирование «протестного ислама» из лиц, в любой момент готовых к массовым выступлениям по одному лишь телефонному сообщению или призыву в социальных сетях, – рассказывает профессор Айслу Юнусова.

Как распространяется идеология? Халифатисты (а мы помним, что это чаще всего яркие, харизматичные молодые люди) обычно вербуют своих родственников и друзей. Высматривают жертвы в мечетях. А еще - в социальных сетях. У каждого «Вконтакте» по 1,5 -2 тысячи друзей. Новых знакомых и друг друга называют непременно братьями, отдыхают вместе, дружат семьями. Вырваться из такого круга бывает практически невозможно.

- Сама вербовка больше похожа на сектантскую: к потенциальным «объектам» ищут подходы, обещают решить проблемы (которые, конечно же, возникли из-за того, что образ жизни «неправильный»), - объясняют эксперты. – Мол, вот настанет халифат, и всем сразу же будет счастье.

При этом, где находится верхушка «пирамиды», кто идеолог и откуда идет финансирование – не знает никто. В партии есть членские взносы, можно заработать на продаже тех же книг. Об остальных источниках можно только догадываться - возможно, это финансирование из-за рубежа.

На месте отрубленной головы вырастают две новых

Охоту на членов ячеек партии силовики ведут постоянно, но кажется, их число не уменьшается. Что, в общем, не удивительно. Любой, кто попадает за решетку, «на воле» будет встречен как герой.

Вот цитата из видеописьма от имени «дочери арестованного», размещенного в соцсетях: - Они не знают, что вы в тюрьме становитесь еще сильнее, и этим толкают вас и тех, кто позади вас, еще больше стараться ради праведного халифата.

- Они не знают, что сажая вас в тюрьмы, они делают вас героем в умме.

Есть и другая опасность: проповедовать (читай – вести вербовку) за решеткой «хизбам» уже никто не запретит. В тюрьме экстремист может создать вокруг себя еще одну ячейку – из заключенных. Так порой и случается. Взамен отрубленной головы вырастает несколько новых…

– К сожалению, свою работу выполняют только силовые структуры, – говорит Айслу Юнусова. – Но они борются со следствием, обезвреживают тех, кто является продуктом другой части общества: семьи и системы образования. Все те, кто оказались сегодня вовлеченными в экстремистские организации, – жертвы. Это жертвы отсутствия должного внимания со стороны мамы и папы, друзей, общества, жертвы некачественного образования, жертвы малограмотных имамов, которые не могут дать молодому человеку то, что он пытается найти в исламе.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Вчера, 9 апреля, в Московском окружном военном суде вынесли приговор теперь уже бывшим членам «Партии исламского освобождения» - во время следствия они вдруг объявили о выходе из ее состава. За попытку насильственного захвата власти (ч. 1 ст.30, ст. 278 УК РФ) и содействие террористической организации (ч.1 ст. 205.1) Евгений Кулагин, Расим Сатаев, Алексей Хамадеев и Айдар Гарифьянов проведут в колонии строгого режима от шести до семи лет. Как выяснили следователи, еще в 2011 году эти четверо создали региональную ячейку «Хизб-ут Тахрир», за каждым из них оказался закреплен свой участок Уфы и Уфимского района. За годы «деятельности» вербовщикам удалось привлечь в свои ряды 22 «неофита».