Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика27 марта 2015 22:00

Косят зайцы траву, трын-траву на майдане

Путешествие по исчезающей стране. Часть 6 [фото]
17 марта, Киев, священник окропляет бойцов Организации украинских националистов, перед тем как они отправятся воевать в Донбасс. Этот снимок разлетелся по мировым информационным агентствам, украинцы же продолжают отнекиваться: да где вы у нас националистов видели?

17 марта, Киев, священник окропляет бойцов Организации украинских националистов, перед тем как они отправятся воевать в Донбасс. Этот снимок разлетелся по мировым информационным агентствам, украинцы же продолжают отнекиваться: да где вы у нас националистов видели?

Фото: REUTERS

Продолжение. Начало читайте в номерах за 23, 24, 25, 26 и 27 марта с. г.

В предыдущих путевых заметках речь шла о том, как автор, высадившись в Одессе и переехав в Киев, убедился: жизнь на Украине становится все фантасмагоричней, экономика разрушается, а уровень жизни падает, но при этом градус национализма все выше.

«Я волк-агрессор из России...»

На майдане Незалежности, рядом с очередной немногочисленной группкой крикунов, орущих в микрофон что-то про «злочинную Россию» и грядущую перемогу над «москальским террорюгой и сепаром», ко мне подходит девушка - ростовая кукла в костюме розового зайца.

- Здравствуйте! Заяц, - представляется, протягивая лапу-руку в перчатке.

- А я волк-агрессор из России. Очень приятно!

Девушка замирает, крутит головой в стороны, а потом, видимо, решается: ну не съест же он меня! И в самом деле не съем! И совсем не страшно! 30 гривен за совместный снимок - это так хорошо даже от самого заклятого врага. Война войной, а тут деньги на обед по расписанию!

Вполне типичный потребительский патриотизм. То есть Россию боимся и не любим, но если дадут денег, то можно об этом и забыть. Пока гроши не кончились...

«Ты мне не сын! Я вас ненавижу!..»

Интересный такой феномен раскола и двоемыслия на фоне недоверия и страха заметил в незалежной во многих головах. Еще до приезда предлагал людям, которых знаю много лет, просто встретиться и поболтать на отвлеченные темы. Никакой войны и политики, упаси боже!

Старый друг, знакомы с ним почти 40 лет, неловко уклонился, не объясняя причин. Понятно, должность, карьера, зачем рисковать... Знакомая, с которой мы вместе работали почти 20 лет и были так взаимно приветливы и симпатичны друг другу, она, наоборот, сказала прямо: «Видеть тебя не хочу! Я тебя читаю, ты меня - тоже, так что разговаривать нам не о чем!»

Хорошо хоть, определенность появилась. Другие мялись, подбирали слова и все же отказывались: «Ну ты ж понимаешь...» Еще спасибо, что в СБУ не сдали...

В общем, в такой демократичной и такой свободной стране, как теперь понимаю, воцарился страх, когда за один только факт общения с «человеком оттуда» легко зачислят в национальные предатели. Именно поэтому и не называю здесь большинство фамилий тех, с кем все-таки встретился, и примет, по которым их могут опознать.

Но если б только страх. А еще и вполне иррациональная ненависть. Один мой приятель, родившийся и долго живший на Украине и потом переехавший в Россию, все двадцать последних лет из Москвы фактически содержал всю свою родню в Харькове - отца, брата, семью брата. Вечно слал им деньги - на еду, одежду, машины, ремонт дачи, подарки племянникам. И сейчас продолжает посылать. Деньги-то они берут, но общаться отказываются, бросают трубку. А если возьмут, то 80-летний отец кричит: «Ты мне не сын! Я тебя ненавижу! Была бы сила, сам бы взял вилы и на вас, гадов-москалей, пошел!»

Постоянно действующий у здания Нацбанка Украины "финансовый Майдан". Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Постоянно действующий у здания Нацбанка Украины "финансовый Майдан". Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Но деньги все равно берут...

«А это быдло из Донбасса пусть уезжает в свою Россию!»

Встречаюсь в Киеве с хорошими знакомыми по Дальнему Востоку, которые давно переехали на Украину. Она русская и уже на пенсии, но продолжает работать бухгалтером в частной клинике. Он поляк с примесью украинских кровей, тоже работает - на заслуженный отдых не успел, потому как срок выхода на пенсию отодвинули. Оба весь прошлый февраль каждый вечер ходили на майдан, и вообще им нравится националист Тягнибок и его партия «Свобода». Поэтому сразу договариваемся: общаемся только на личные темы. Но не проходит и десяти минут, как меня начинают просвещать:

- А ты знаешь, что в Донбассе одни урки и быдло? Кто в советское время эти заводы строил и на шахтах работал? Ясное дело, сплошные зеки. Там и сейчас они все такие, считают, что если человек не сидел, то он никто!

- Но если они там все подряд такие, то вот вы, культурные и цивилизованные европейцы, зачем туда полезли? Ну и пусть живут так, как им нравится.

- Но это же наша земля! Почему мы должны им ее отдавать?! А они пусть уезжают в вашу Россию, если им так Россия нравится!

- То есть должны уехать все два с половиной миллиона? А вам нужна только земля? Интересно, вы, не быдло и не урки, сами будете под землю спускаться и на заводах работать?

Задумываются. Но ненадолго.

- Скажи нам, зачем Янукович на майдане безоружных студентов побил? Они же дети! Безоружные дети. У них всего лишь палки и железные щиты были...

- То есть с палками и щитами - это безоружные?

- Вы там в Москве всё придумываете. Ну вот про фашистов. Где вы видели у нас фашистов?!

- Да буквально пару часов назад толпа из пары сотен человек стояла с красно-черными флагами на углу Крещатика и майдана Незалежности, аккурат напротив консерватории, и громко скандировала про москаляк и жыдив, которых надо то ли повесить, то ли зарезать. В России бы за такие призывы спокойно впаяли уголовную статью. А у вас вокруг ходили милицейские патрули с автоматами и не вмешивались.

Ростовые куклы на Майдане готовы сниматься хоть с кем, даже "российским агрессором" - лишь бы деньги платили. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Ростовые куклы на Майдане готовы сниматься хоть с кем, даже "российским агрессором" - лишь бы деньги платили. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

- Ну это же не фашисты! Какие это фашисты?! Это просто патриотически настроенные граждане...

Из каких неведомых круп варится эта каша, которая заполнила головы вроде бы еще вчера нормальных украинских граждан? Там же все смешалось: горклая сечка страха перед коварными москалями, подгнившие зерна собственной исключительности, подкисшая манка радости по поводу соседских трудностей. Впечатление, что Украина живет в своем иллюзорном мире, где комплексы дитяти, которому в детстве родители недодали сладкого, теперь выражаются в радости о сдохнувшей у соседа корове.

- Ну и как вы там, в России, живете? Еще не голодаете? - со скрытой надеждой в голосе спрашивает меня бывшая дальневосточница.

- Да нормально мы живем, хотя и рубль упал, и цены выросли, и всяких других проблем хватает. Ну вот ты, ветеран труда, всякие льготы и доплаты имеешь, точнее, имела. Совсем как моя мама. А ты знаешь, что ее пенсия в России, если пересчитать по сегодняшнему курсу, почти в два с половиной раза больше, чем твоя? И дополнительно работать, чтобы выжить, ей, как тебе, не надо.

- Такого не может быть! У вас там должно быть плохо. Очень плохо. А ты нас обманываешь!

В следующем выпуске речь пойдет об украинской свободе печати и важнейшем средстве пропаганды для страны, где врут все.