Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика28 января 2015 10:25

В Европу – со своими рейдерами

Проблема рейдерских захватов разрушает украинский инвестиционный климат не меньше, чем политика
Николай КОВАЛЕНКО

Российские компании могут увеличить долг Киева на миллиарды долларов, если тот не прекратит порочную практику «отжима» собственности в пользу местных олигархов и чиновников.

Пятая волна

На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал российским энергетическим компаниям, работающим на Украине, поддержку государства. По оценке министра, которую он высказал в ходе своей ежегодной пресс-конференции, на Украине те сталкиваются с особой непростой ситуацией и пообещал, что МИД будет реагировать на нападки украинских властей на «ЛУКОЙЛ», «Транснефть» и «Роснефть».

Чуть ранее о проблемах российского бизнеса на Украине говорил и российский премьер-министр Дмитрий Медведев в своей программной статье в «Независимой газете». Он напомнил и об экспроприации десятков новых «КамАЗов» бойцами «самообороны Майдана» и о том, как «ЛУКОЙЛ» вынудили продать АЗС, а также о нападениях вооруженных людей на принадлежащие россиянам банки и предприятия под предлогом, «будто те финансируют терроризм». «Мы расцениваем это как настоящий рэкет», - подчеркнул глава российского правительства.

По оценкам экспертов, сейчас на Украине идет пятая волна рейдерства. Первая пришлась на начало 1990-х и была связана, как и во многих частях бывшего Советского союза, с переходом от государственной к рыночной экономике. Вторая волна пришлась на середину 1990-х. Как и Россия, Украина проводила операции с приватизационными сертификатами, которые породили новый передел собственности. Третья волна рейдерских атак прокатилась на Украине на рубеже тысячелетия, а четвертая началась с приходом к власти «оранжевых». В последнем случае центр рейдерских атак переместился в контролирующие органы и захвату подверглись не только материальные активы, но и интеллектуальная собственность – торговые марки, авторские права и патенты.

После недавней революции на Майдане началась новая, пятая волна рейдерских атак. И в них активно участвовали бойцы добровольческих батальонов – личные армии украинских олигархов. Они помогали своим спонсорам «отжимать» оставшиеся привлекательные куски собственности или же забирать понравившуюся собственность у тех, кто пришелся не ко двору для новой власти. Например, в прошлом году в Житомирской области рейдеры захватили одно из старейших украинских предприятий – Миропольскую бумажную фабрику. Несмотря на то, что его контрагентами являются, в том числе, американцы и англичане, около 30 вооруженных головорезов, среди которых были люди в камуфляже с шевронами батальона «Айдар», ворвались на предприятие, оттеснили охрану, заняли административные кабинеты и заблокировали работу. Собственник предприятия обращался в МВД, прокуратуру и СБУ, но никакой защиты не получил. А в Одессе около сотни вооруженных автоматами людей прорвались на территорию Одесского нефтеперерабатывающего завода. По словам охранников завода, которые передавал российский Livenews, среди захватчиков были бойцы батальонов «Днепр-1» и «Днепр-2», подконтрольные Игорю Коломойскому.

Оранжевые рейдеры

Процесс «Евроинтеграции» Украины еще и до последнего "Майдана" шел очень сложно. Гораздо проще вместо сложной и долгой работы по укреплению экономической мощи государства, независимости судебной системы и института частной собственности просто перенимать антироссийскую риторику польских и прибалтийских коллег, а в экономике продолжать делать все возможные ошибки. Практика рейдерских атак так и не была свернута, но, наоборот, стала еще больше расширяться. В тот период многие российские бизнесмены в приватных беседах рассказывали, как от новой прозападной власти к ним зачастили эмиссары, которые стали запугивать или требовать «поделиться». Кто-то сумел отбиться, кто-то предпочел договориться, а кто-то и лишился своей собственности.

Отбиться, например, сумел российский КЭС-Холдинг. В 2010 году неустановленная группа лиц при пособничестве экс-генерального директора ООО «ГАЗЭКС-Украина» Виталия Демьянюка предприняла попытку незаконного захвата собственности КЭС-Холдинга на Украине. Как сообщало тогда агентство Ореанда-Новости, речь шла о пакетах акций «Харьковгаз» и других газораспределительных компаний. Тогда Демьянюка на внеочередном собрании отстранили от исполнения обязанностей руководителя и назначили на главный пост в компании другого человека.

Наиболее же яркой историей успешного захвата российской собственности может служить пример Кременчугского НПЗ, на который положил глаз все тот же украинский магнат Игорь Коломойский. Собственником этого НПЗ еще в первой половине 1990-х фактически стала российская компания «Татнефть». Конфликт вокруг этой собственности начался в 2007-м. По решению украинского суда руководитель завода, лояльный Татнефти, был смещен, а пакет акций, который ей принадлежал, был переписан в пользу украинского «Нафтогаза». Эксперты указывают, что такой поворот событий был бы невозможен без патронажа кого-то из высших руководителей государства. А тогда у руля в Украине стояли президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко.

Член Общественной палаты России Сергей Марков ранее заявлял СМИ, что и Тимошенко, и Ющенко прекрасно знали о происходящем. «Я думаю, что кто-то из них был в доле и получил свою часть награбленного», - отметил эксперт.

В конце концов после многочисленных тяжб контроль над заводом перешел к структурам, близким к Коломойскому – тому самому, кого российский президент Владимир Путин назвал «проходимцем» и кто "кинул" даже Абрамовича. Сейчас Коломойский де-факто является монополистом на топливно-энергетическом рынке Украины и содержит свою уже совсем не маленькую армию головорезов.

Случай «отжима» был настолько вопиющим, что в прошлом году международный арбитраж (в Париже) в самый разгар антироссийской истерии в Европе постановил взыскать с Украины компенсацию в пользу «Татнефти» в размере 100 млн долларов за экспроприацию Кременчугского НПЗ. Это меньше, чем просили россияне, но сам факт положительного решения говорит о многом.

По сути, такое решение создает прецедент, полезный для российских компаний на случай, если практика «отжима» бизнеса на Украине продолжится. Напомним, что в 1998 году Россия и Украина подписали соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. И теперь за потерянный на Украине бизнес российские компании могут требовать быстрой, адекватной и эффективной компенсации в случае экспроприации.

Пример Кременчугского НПЗ – далеко не единственный. В конце прошлого года украинский суд принял решение о национализации трубопроводов «Транснефти». Речь шла об участках нефтепродуктопроводов Самара – Западное направление и Грозный-Армавир-Трубовая общей протяженностью более 1,4 тыс километров. Прокурорская проверка на Украине установила, что эти трубы были якобы незаконно оформлены на дочернее предприятие «ПрикарпатЗападтранс» российской «дочки» «Транснефти» - компании «Транснефтепродукт». По одной из этих труб, кстати говоря, страны ЕС и Украина получали из России дизельное топливо.

Нельзя сказать, что внутри самой Украины разумные политики не обращали внимание властей на эти истории. Например, в 2009 году тогда кандидат в президенты Украины Сергей Тигибко заявлял, что инвесторы не видят смысла вкладывать в украинские предприятия. «До тех пор, пока госчиновники не перестанут участвовать в рейдерских захватах собственности, инвестиции в Украину не пойдут», - отмечал тогда он.

Кстати говоря, с приходом во власть в качестве сначала премьер-министра, а затем и президента ныне опального Виктора Януковича, мало что изменилось. Уже когда он пришел во власть случился захват Кременчугского сталелитейного завода.

Отметим, что от рейдеров на Украине страдают не только российские компании. Например, в прошлом году в центре Киева подвергся атаке бизнес-центр, расположенный по адресу Днепровский спуск 1. Мало того, что пострадал владелец здания – компания Брендвин трейдинг лимитед, - так еще неприятные моменты пережили сотрудники авторитетных международных организаций. В этом здании находится офис одного из крупнейших иностранных инвесторов в Украине. Речь идет ни много ни мало о Всемирном банке и его подразделении - Международной финансовой корпорации.

Чем богаты...

Одним из основных инвестиционных условий при реализации крупного проекта иностранным инвестором является свободное движение капиталов. Чтобы инвестор, вложивший деньги, например, в строительство завода, мог свободно выводить прибыль. Однако похоже, что на Украине и с этим проблемы. Упоминавшейся выше ЛУКОЙЛ нашел покупателя на свою сеть АЗС. Документы подписаны, однако, как недавно заявил глава компании Вагит Алекперов, сделку блокирует украинский антимонопольный комитет. До сих пор компания не получила разрешения на продажу розничного бизнеса в стране.

Напомним, что соглашение о продаже 100% структуры, владеющей 240 АЗС и 6 нефтебазами на Украине, ЛУКОЙЛ подписал еще в августе прошлого года с австрийской инвестиционной компанией AMIC Energy Management GmbH. После падения продаж на Украине и действий боевиков «Правого сектора» на АЗС компании в Ивано-Франковске, Алекперов принял решение уйти с розничного рынка этой страны. Вряд ли одного из патриархов российского топливно-энергетического комплекса заставило изменить свое решение и обвинения его компании в финансировании терроризма. СБУ придумало весьма странную схему. Будто в течение 2013 и 2014 годов должностными лицами ЛУКОЙЛа через морские терминалы Феодосии, Херсона, Измаила, Николаева и Одессы, а также через пункты пропуска на Украинской западной границе и через границу с Белоруссией вне таможенного контроля «дочки» «ЛУКОЙЛа» организовали контрабанду и реализацию более 2 млн тонн нефтепродуктов на общую сумму около 2 млрд долларов. Затем доходы от этих операций будто бы перечислялись на финансирование ДНР и ЛНР. Городить такой огород, видимо, нужно для того, чтобы затянуть процесс выхода ЛУКОЙЛа из украинского бизнеса и найти более лояльного нынешней украинской власти покупателя.

Де-факто сеть уже перешла под управление австрийской компании, заявил Алекперов и не исключил возможности подачи иска. «Я считаю, что такие действия направлены на изъятие нашей собственности на территории Украины. Нам не дают разрешения на продажу нашей розницы», - сообщил он.

Во сколько юристы ЛУКОЙЛа оценят «вес» таких претензий – сказать пока трудно. Сейчас из крупных активов на Украине у него остается пока доля в Карпатнефтехиме. Возможно, что это решение СБУ направлено на захват оставшихся активов. Однако как считают фондовые аналитики, в случае изъятия доли в Карпатнефтехиме потери ЛУКОЙЛа будут невелики – завод является устойчиво убыточным.