Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2014 12:50

Мэтт Дэймон: Когда-то я был для старшей дочери забавным другом. А теперь стал скучным родителем

В интервью "КП" актер раскрыл секреты воспитания своих детей, рассказал о проблемах американского сельского хозяйства и объяснил причины расставания с образом суперагента Джейсона Борна [эксклюзив «КП»]

Уже почти 20 лет он нарасхват. Лучшие режиссеры стоят за ним в очереди, предлагая ему главные роли - как в боевиках (типа сериала о Джейсоне Борне), так и в интригующих авторских проектах («Ложное искушение» Роберта Де Ниро, «Железная хватка» братьев Коэн, «Непокоренный» Клинта Иствуда, «Заражение» Стивена Содерберга). При таких успехах, гонорарах в 10 миллионов долларов и неизменном статусе «золотого мальчика» Мэтт остается открытым и симпатичным рубахой-парнем. Хотя у него есть все основания строить из себя о-о-очень большую звезду.

Мэтту нравится быть при деле, даже не смотря на то, что он все время занят. Фото: REX/FOTODOM.ru

Мэтту нравится быть при деле, даже не смотря на то, что он все время занят. Фото: REX/FOTODOM.ru

- Трудно быть настолько востребованным артистом?

- Мне нравится всегда быть при деле! Сейчас я действительно все время занят, но пока мне звонят с предложениями один замечательный режиссер за другим, отказываться я не собираюсь. Впрочем, бывают у меня и простои. Между съемками «Железной хватки» и «Заражения» я почти год ничего не делал. Провел его дома с семьей, от всех предложений отказывался, поскольку мы с женой были беременны (именно так - «мы» - актер и сказал! - Авт.), а потом у меня родилась четвертая дочь! В результате я дико растолстел, потому что жрал все, что хотел. Явился на съемки к Содербергу с извинениями: «Прости, я тут немного отяжелел». Но он, наоборот, обрадовался: «Все нормально, твой герой безработный!» Отлично, говорю, тогда спишем мой жир на подготовку к роли. «Только ты никому не признавайся, что сам растолстел, пусть все думают, что ты набрал вес специально для фильма!» - велел мне Стивен.

В 27 лет Мэтт уже был обладателем «Оскара», который он получил вместе с Беном Аффлеком (справа) за сценарий «Умницы Уилла Хантинга». Фото: Fotobank.ru

В 27 лет Мэтт уже был обладателем «Оскара», который он получил вместе с Беном Аффлеком (справа) за сценарий «Умницы Уилла Хантинга». Фото: Fotobank.ru

- Как вам так легко удалось перейти от юношеских ролей к ролям более зрелым? Это не у всех получается...

- Не знаю как, но я счастлив, что у меня получилось. Кинобизнес устроен таким несправедливым образом, что все самое лучшее достается именно 40-летним белым парням. Именно для таких пишутся все лучшие роли! У меня сейчас гораздо больше простора для выбора. Самый лучший период!

- Редкий случай и большая удача начать карьеру в кино с «Оскара» за лучший сценарий. (Мэтт получил его вместе с Беном Аффлеком за сценарий фильма Гаса Ван Сента «Умница Уилл Хантинг».)

- Не то слово! Когда мы с Беном только начинали как актеры, мы бегали пробоваться на разные фильмы и за это время успели получить по несколько тысяч ударов в зубы. Это был хороший тренинг: постепенно начинаешь понимать, что нужно для того, чтобы войти в ту или иную дверь, показать, на что ты способен... Но «Оскар» за лучший сценарий сразу поставил меня в ситуацию, когда я мог принимать участие в создании фильма, у меня был над ним определенный творческий контроль. С тех пор я никогда не чувствовал себя наемным работником.

С героями Дэймона всегда что-то не так - в «Отступниках» он был продажным полицейским (в кадре с Леонардо ДиКаприо)...

С героями Дэймона всегда что-то не так - в «Отступниках» он был продажным полицейским (в кадре с Леонардо ДиКаприо)...

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- И с тех пор вы продолжили сотрудничество с Гасом Ван Сентом...

- Да, я написал три сценария, и все их поставил он! На «Умнице...» мы устроили с Беном целую церемонию передачи сценария Гасу. Сценарий - это карта. Кто-то относится к нему как к драгоценности, но на самом деле сценарий - это ничто. Это просто некая стадия создания фильма, а кино - это прежде всего искусство режиссера. И точка. Театр - искусство драматурга. Если ты хочешь, чтоб никто не влезал в твою писанину - пиши для театра. Когда мы с Беном впервые написали для Гаса сценарий, мы сразу же сказали ему, что это должен быть его фильм. В то же время как автор сценария и актер я очень буду за него переживать и выкладываться по полной, делать какие-то предложения. В принципе, в этом состоит твоя работа, даже если ты - просто наемный актер. Ты обязан по контракту приходить со своими идеями, давать режиссеру максимальное количество вариантов, чтобы он сам решал, что ему больше подходит. Но с Гасом творческий процесс вообще катится как по маслу, потому что он всегда учитывает твое мнение и не старается контролировать все на свете. На всех этапах создания фильма он позволяет всем службам самостоятельно делать все лучшее, на что они только способны. И потом выбирает то, что ему по душе.

- Ваша последняя совместная работа, драма «Земля обетованная», о кризисе в американском сельском хозяйстве. С чего вдруг такая тема?

- Семейные фермерские хозяйства переживают сейчас не лучшие времена. Кризисные явления в городе заметны, но далеко не так, как на селе. Когда начинаешь разговаривать с реальными людьми, понимаешь, что у них просто нет другого выхода, кроме подписания кабальных контрактов. Иначе они потеряют землю и все нажитое. Люди склоняются к компромиссам, но в фильме мы старались обойтись без морализма, просто показывали, к чему пришли. Есть прекрасная цитата из Марка Твена: «Невозможно ничего объяснить человеку, делающему кучу денег на том, чего он не понимает». В отношении того, что будет дальше, я настроен скептически, но все же не на все 100 процентов. Вообще по жизни стараюсь обходиться без иллюзий. И меня интересует вопрос, куда мы все идем. Америка - единственная демократическая страна с выборным циклом всего в два года. Это заставляет конгрессменов не делами заниматься, а думать только о перевыборах. Они занимаются только проблемами быстрого реагирования, чтобы поднять свои рейтинги. А пора уже думать на долгосрочную перспективу, пора уже спрашивать по полной программе...

...в «Талантливом мистере Рипли» - изощренным убийцей (в кадре с Гвинет Пэлтроу и Джудом Лоу)... Фото: кадр из фильма.

...в «Талантливом мистере Рипли» - изощренным убийцей (в кадре с Гвинет Пэлтроу и Джудом Лоу)... Фото: кадр из фильма.

- Не жалеете о том, что отказались от роли Джейсона Борна?

- Нет. У студии «Юниверсал» был контракт на то, что они выпустят новую серию в 2012 году, а если не выпустят, то будут выплачивать большие неустойки. Мы честно думали о том, как бы половчее вернуть персонаж Джейсона Борна на экраны, но так ничего путного и не придумали и в итоге отказались от этой затеи. А продюсерам надо было во что бы то ни стало поддержать жизнь этой франшизы, что они и сделали. Я их за это нисколько не осуждаю.

- Что объединяет лучших режиссеров, с которыми вы работали?

- Гас Ван Сент - очень визуальный режиссер и к тому же хороший художник. Как и Стивен Содерберг, которого я попросил однажды дать совет по поводу одного кино, где я снимался. Он спросил: «А есть рабочие материалы? Я бы их смонтировал и тебе показал!» Потому что можно, конечно, объяснять на пальцах, но это все равно что объяснять гитарный риф. Показать гораздо проще. С Гасом все так же - ему трудно артикулировать. И даже студийным начальникам приходится ему доверять, не лезть в его труд и ждать от него готового фильма.

...а в «Идентификации Борна» - потерявшим память суперагентом (в кадре с Франкой Потенте).

...а в «Идентификации Борна» - потерявшим память суперагентом (в кадре с Франкой Потенте).

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Случается так, что наши совместные фильмы, такие как «Джерри» и «Земля обетованная», не собирают кассы и не вызывают восторгов у критиков. Я наведываюсь на сайт «Гнилые помидоры» (Rotten Tomatoes), где собираются оценки всех критиков, - это настолько объективный барометр, насколько это вообще возможно. Я не принадлежу к тем, кто всегда уверен во всем, что делает. Знаю таких - они большие знаменитости и уверены, что все, что бы они ни сделали, просто великолепно. Я не хочу быть таким, как они, поэтому стараюсь получать объективную оценку. Но в случае «Земли обетованной» я с ней не согласен. Я знаю, насколько хорошо сделан этот фильм. Я давно внутри машины кинопроизводства и знаю, как работает ее двигатель. Это тот случай, когда я бы не хотел вернуться и что-то изменить в готовой картине, тогда как в других случаях у меня иногда возникает такое желание.

- Может, публика во всем виновата?

- Я не из тех, кто считает, что если бы зритель был поумнее, то тогда бы он оценил, насколько прекрасен наш фильм. Но если бы он вышел в другое время и рекламная кампания была иной, то и результат был бы не такой уж плачевный. Предсказать ничего нельзя! Через 10 лет я смогу по-настоящему оценить эту картину и сказать, почему она не зацепила аудиторию. Я наблюдал за тем, как работал над ней Гас, как он монтировал, и могу сказать, что я согласен со всем, что он делал. Я согласен с каждым решением, которое он принял. Стивен Содерберг видел и рабочий, и финальный монтаж, он послал мне по электронной почте письмо, в котором было только одно слово: «Фантастика!» Гарантирую, что на земле нет критика, который знает о кино больше Стивена Содерберга, и уж тем более никто из них не сделал больше фильмов, чем он. Если я хочу получить хорошую рецензию от кого-то, то пусть она будет от Стивена.

- Вы расстроились, когда Содерберг решил уйти из большого кино?

- Да, он взял творческий отпуск. Надеюсь, он будет недолгим. Я очень хорошо знаю Содерберга, снимался чуть ли не в десятке его картин, включая трилогию о приключениях Оушена. Так, как Стивен, не работает почти никто. Пожалуй, только Спилберг и Клинт Иствуд - они тоже точно знают, чего хотят, и обходятся считанным количеством дублей. Он монтирует свое кино прямо на съемках! В основном режиссеры снимают километр материала, одно и то же с разных точек, потому что не знают, чего хотят. Только большие старые мастера монтировали прямо «в камере». Вот Клинт Иствуд рассказал мне, как он снимался у великого итальянского режиссера Витторио Де Сика. Произносил какую-то фразу, а тот возьми и останови его на полуслове. Клинт спрашивает: «Вы не хотите, чтобы я договорил фразу?», а Де Сика ему отвечает: «Договоришь, когда мы переставим камеру!» Монтаж тогда находился в руках студии, и умные режиссеры снимали так, чтобы у монтажера был только один вариант, как потом склеить фильм. Тогда это была необходимость, и эти парни преуспели в этой науке. Стивен - один из немногих режиссеров, кто обладает этим секретом. Он очень строго подходит к тому, что делает. Использует только два вида линз, камера у него движется, только если двигается кто-то из героев. Он наблюдает за репетицией и соображает, как это снять максимально длинным планом, с минимальным количеством склеек, и делает это, нисколько не мешая актерам. С ним мы снимаем огромными кусками. На «Информаторе» были смены, когда мы снимали по семь с половиной страниц сценария. В кино такого не бывает вообще! Обычно две страницы в день - максимум. Но поскольку он монтирует «в камере», ему нет необходимости снимать одно и то же до бесконечности. А потом ему загружают отснятый материал в компьютер, он его сразу монтирует, сидя в баре, и показывает нам. Мне, как актеру, это дает столько всего! Ты понимаешь, какой фильм мы снимаем, какой нужно взять тон, получается ли у тебя роль...

Многодетный отец - самая важная роль Мэтта: актер на прогулке с дочерьми Изабеллой (слева), Джией  (на руках у супруги артиста Лючаны) и Стеллой (в коляске), а также с Алексией, дочерью Лючаны от предыдущего брака. Фото: EAST NEWS

Многодетный отец - самая важная роль Мэтта: актер на прогулке с дочерьми Изабеллой (слева), Джией (на руках у супруги артиста Лючаны) и Стеллой (в коляске), а также с Алексией, дочерью Лючаны от предыдущего брака. Фото: EAST NEWS

- Многие удивятся, узнав, что вашей старшей дочери уже 16 лет.

- Так ведь и мне уже 43! А кто-то считает, что мне все еще 30. Дети постепенно стали очень важной составляющей моей жизни. Я женился на Лючане, когда ее дочери было 4, и словно впрыгнул в этот поезд. Довольно долго девочка относилась ко мне как к другу, потом был переходный период, когда она начала воспринимать меня как родителя. Сейчас она относится ко мне как к отцу. В этом смысле я прошел долгий путь. Однажды моя жена сказала, что не может еще и меня воспитывать. На первых порах нашей семейной жизни я ведь всегда ломал правила. Она скажет ребенку: «Нельзя мороженое!» А я на это: «А почему, собственно, нельзя?» Но это роль дяди, а не отца. Как говорит моя старшая дочка: «Раньше ты был веселым...» Короче, жене удалось меня «вырастить». Я был забавным другом, а стал скучным родителем. Естественный прогресс!

- Четыре дочки - это не перебор?

- Воспитание детей - занятие, конечно, очень тяжелое, но и во многом полезное. Например, я стал лучше переносить смену часовых поясов. Вот что значит подгузники среди ночи менять! В 1998 году, помню, снимался я в «Талантливом мистере Рипли». В воскресенье мы с Джудом Лоу отдыхали в бассейне в нашем отеле. А его детям тогда было 8 лет и 2 года. И тот, которому было два, не давал никому покоя. И вот, значит, я пытаюсь отдохнуть после трудовой недели, а мне не дают. И я спрашиваю Джуда, как он все это выдерживает. А он садится и отвечает: «Старик, да я прихожу на работу, чтобы отдохнуть!» И я тогда подумал: как же это возможно, ведь он так выкладывается на съемках?! А теперь я понимаю, как прав был Джуд! Когда есть минута тишины, чтобы о чем-то подумать, это же просто праздник какой-то! Бедная моя жена. Няни-то у нас нет, и она сейчас одна с четырьмя детьми. Когда я дома, ей, конечно, полегче - мы вместе готовим завтрак, потом я веду старших в школу, а она занимается младшими - в общем, мы делим обязанности. А вчера я звоню ей и слышу: «Я одной рукой готовлю завтрак, другой - варю макароны на обед, а третьей - одеваю детей в школу, пока ты там в Венеции прохлаждаешься!» Тяжело ей, особенно с младшими.

- А что, няню завести вам финансовое положение не позволяет?

- Да была у нас няня. Но девочки выросли, три из них ходят в школу, и все довольно спокойно, когда я дома. Трудно только когда меня нет. Обычно мы ездим за границу вместе, но последнее время я много работаю. Наверное, жене нужна няня на время моих отъездов...

- Как при вашей славе вам удается оставаться нормальным человеком?

- У меня есть команда людей, которым я плачу, чтобы они позволяли мне сохранять вменяемость (смеется). Это, кстати, любимая шутка Джорджа Клуни. А если серьезно, то все, кто близок ко мне, совершенно не воспринимают меня как знаменитость. Это помогает не слишком много о себе думать, не слишком переживать о собственном имидже. Мы живем во времена, когда его уже нельзя контролировать, поэтому я даже и не пытался. Я давно послал все это куда подальше, слишком уж большая это работа - проецировать тот имидж, который тебе больше по вкусу. Когда врешь и забываешь, о чем соврал, приходится выкручиваться. Правду говорить гораздо проще - cпишь потом по ночам хорошо.

Грехи молодости: когда-то Дэймон крутил роман с актрисами Вайноной Райдер... Фото: Fotobank.ru

Грехи молодости: когда-то Дэймон крутил роман с актрисами Вайноной Райдер... Фото: Fotobank.ru

- Что вас больше всего беспокоит как родителя?

- Сейчас я веду со своей старшей долгие разговоры об опасностях, подстерегающих ее в социальных сетях. Все-таки многие знают, чья она дочь. Я стараюсь не отставать от жизни - дети обязывают. Считаю, что общение в интернете - это настоящий переворот в культуре и в жизни. У него есть положительные стороны, но негативных, по-моему, больше. Вот два года назад подходит ко мне женщина, называет меня запросто Мэттом и разговаривает со мной как со старым знакомым. А я ее вспомнить, хоть убей, не могу. Хотя меня многие люди с улицы по имени называют просто потому, что видели меня в кино. И встречался я с тысячами людей - на съемках, во время промотуров и т. д. Поэтому я спокойно ей говорю: «Простите, я не могу вас вспомнить». А у нее аж вся кровь с лица схлынула. И когда она спросила: «У вас есть страничка в Фейсбуке?», я понял, что кто-то ее разыграл. Я извинился, сказав, что у меня нет страничек в социальных сетях и я в жизни не был в Фейсбуке. Она была в ужасе, просто убита. До сих пор не могу тот случай забыть. Кто-то воспользовался этой женщиной, прикрывшись моим именем, чуть ли не виртуальный роман умудрился с ней завести! Потом мне сказали, что в Фейсбуке зарегистрировано целых 10 Мэттов Дэймонов! Не хочу, чтобы кто-то поступил так же с моей дочерью... 

...и Минни Драйвер. Фото: Fotobank.ru

...и Минни Драйвер. Фото: Fotobank.ru

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Мэтт Дэймон родился 8 октября 1970 года в Кэмбридже (Массачусетс, США) в семье налогового инспектора и профессора колледжа. Родители развелись, когда Мэтту было 2 года. Учился в Гарварде, но предпочел научной карьере кинематографическую. Дебютировал в кино в 18 лет в фильме «Мистическая пицца», где произносил одну фразу, что-то вроде «кушать подано». В 1997 году вместе со своим другом Беном Аффлеком сочинил сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг», за который друзья были удостоены «Оскара». Личные отношения связывали Дэймона с актрисами Вайноной Райдер и Минни Драйвер, но женился он на Лючане Баррозо - барменше-аргентинке с ребенком. С ней же обзавелся еще тремя дочерьми.

5 лучших фильмов Мэтта Дэймона:

● «Спасти рядового Райана» (1998)

● «Талантливый мистер Рипли» (1999)

● «11 друзей Оушена» (2001)

● «Идентификация Борна» (2002)

● «Отступники» (2006)