Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика16 августа 2014 15:20

Российские воины стали чемпионами мира по танковому биатлону

Турнир завершился на подмосковном военном полигоне Алабино [фото, видео]
Наши триумфаторы

Наши триумфаторы

Фото: Евгения ГУСЕВА

ПУБЛИКА

16 августа на подмосковном военном полигоне Алабино состоялся финал первого чемпионата мира по танковому биатлону. По этому случаю суровое армейское стрельбище превратили в веселый праздничный городок: повсюду пестрели разноцветные флаги, плакаты, баннеры, гремел военный оркестр, мощные радиоусилители разносили по округе песни про танкистов, а на трибуны тянулись густые вереницы зрителей. Седые ветераны-фронтовики шли вместе со своими внучатами. Тут же щебетали стайки студентов и школьной пацанвы, со взрослой солидностью шли парни и девчата в униформе какого-то военно-патриотического клуба. А вместе с ними направлялись к трибунам однополчане лучших танкистов, отцы, матери, жены и дети российских финалистов танкового биатлона - их тоже пригласили на праздник. У них был вид счастливых и гордых именинников.

Среди пестрой цивильной публики важно шествовали иностранные военные атташе в экзотичной форме- их было с полсотни. Одни прибыли сюда, чтобы "поболеть" за представителей своих стран, а другие - на "разведку", оценить технические и боевые возможности танков и уровень подготовки танкистов (как уже рассказывала "КП", некоторые страны НАТО отказались от участия в биатлоне, - вмешалась политика санкций против России. И атлантисты по команде США дружно "взяли под козырек).

ХЛОПОТЫ БОЕВИКА

А на командном пункте полигона отдавал последние распоряжения подчиненным начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил генерал-лейтенант Иван Бувальцев (в просторечьи войсковые офицеры называют его "главным боевиком"). Сотни проблем, связанных с подготовкой полигона, боевой техники, боеприпасов, мишеней, размещением и питанием экипажей и технической обслуги легли на плечи этого скромного офицера-трудяги. Он несколько месяцев дневал и ночевал здесь ради того, чтобы Россия и ее армия "не ударили в грязь лицом", принимая чемпионат мира. "На его месте я бы давно валидол ведрами пил, а он выдюжил", - с восхищением сказа мне подполковник из штаба Кантемировской дивизии. На одном из этапов биатлона российских танкистов подвело неаккуратное прохождение препятствий и они в тот день сошли с первых позиций. Сослуживцы сулили Бувальцеву серьезные неприятности от начальства.

- Ну что, Иван Александрович, если дело у твоих подлчиненых так и дальше пойдет, - обвязывайся гранатами и бросайся под танк, - хмуро пошулил кто-то на командной вышке.

- Ничего-ничего, - устало отвечал генерал, - стрельба покажет.

И она показала: наши наводчики "сделали" соперников.

УЧАСТНИКИ

А на исходном рубеже уже стоят четыре танка-финалиста. Публика с нетерпением поглядывала на них, ожидая захватывающего "броневого дерби". Ну а пока последнему забегу еще не дали старта, я хочу рассказать вам, что происходило на полигоне в предыдущие дни.

В соревнования по танковому биатлону приняли участие представители 12 армий государств из Европы, Азии, Африки и Южной Америки — Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, России и Сербии.

От каждого государства выступало по четыре экипажа: три основных и один запасной. В каждом экипаже - по три человека: командир, наводчик-оператор и механик-водитель.

16 августа на подмосковном военном полигоне Алабино состоялся финал первого чемпионата мира по танковому биатлону

16 августа на подмосковном военном полигоне Алабино состоялся финал первого чемпионата мира по танковому биатлону

Фото: REUTERS

ТАНКИ

Минобороны России организовало подготовку экипажей всех стран-участниц Чемпионата и предоставило им российские танки Т-72. Единственным исключением стали представители Китая, которые выступали на своих танках Typе 96 A.

Для всех команд на базе 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии были организованы курсы предварительной подготовки к соревнованиям. Танки окрашены в четыре типа камуфлированной расцветки с преобладанием желтого, красного, синего и зеленого цветов.

На танках желтой расцветки выступают команды Анголы, Кувейта и Индии, на синих – Казахстана, Армении и Белоруссии, на красных — Монголии, России и Венесуэлы, на зеленых — Сербии, Китая и Киргизии.

Почему все участники биатлона согласились выступать на Т-72? У него хорошая репутация не только в Российской армии, но и во многих зарубежных (куда он экспортируется). В том числе и в страны, танкисты которых приехали в Алабино. За исключением Китая, который в свое время взял наш Т-72 за основу и модернизировал его. А это тоже вносило явную интригу в соревнования, - какую же "кошку в мешке" привезли китайцы?

Но чем же интересны и Т-72, и Type 96A?

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Российский танк Т-72БЗ

У этой российской боевой машины - самые современные военно-технические навороты. На ней установлены новейшая система управления огнем, встроенная динамическая защита "Контакт-5", двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с., цифровой баллистический вычислитель, датчик ветра, новейшие средства связи, усовершенствованный стабилизатор вооружения и комплекс защиты от оружия массового поражения. При модернизации был доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть. Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование.

Танк получил и новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Он имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами.

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня. Вес машины - 46:5 т. Макс. скорость - 60 км/ч.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Китайский танк Type 96A

Это основной боевой танк, состоящий на вооружении Народной-освободительной армии Китая.

Принят на вооружение в 1997 году.

Боевая машина имеет комбинированное многослойное бронирование на "лбу" и вооружена 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение включает 12.7-мм зенитный пулемет W-85 и спаренный с пушкой 7.62-мм пулемет, а также по шесть спаренных блоков дымовых гранатометов по бортам башни. В систему управления огнем входит двухплоскостной стабилизатор вооружения, комбинированные прицелы командира и наводчика, баллистический вычислитель, панель управления, набор датчиков и лазерный дальномер. Танк оснащен всеми современными системами и оборудованием: приборами ночного видения, УКВ радиостанцией "889В" (дальность связи 20-25 км), системой коллективной защиты экипажа от ОМП, быстродействующим противопожарным оборудованием. На танке установлен форсированный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью в 960 "лошадей", что позволило увеличить максимальную скорость движения - 65 км/ч. Вес машины - 42,5 т.

ЭТАПЫ

Чемпионат был разбит на несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

Первый этап - индивидуальная гонка. Он проводился с 4 по 6 августа.

Российские воины стали чемпионами мира  по танковому биатлону

Российские воины стали чемпионами мира по танковому биатлону

Фото: Евгения ГУСЕВА

На старт выходили экипажи стран, разбитые на три заезда по четыре танка в каждом. В первом сразятся танкисты Анголы, Казахстана, Монголии и Сербии. Российская сборная выступала во втором заезде вместе с командами Китая, Кувейта и Армении. А завершился первый день Чемпионата состязанием экипажей из Индии, Белоруссии, Венесуэлы и Киргизии. Индивидуальная гонка проходила по маршруту протяженностью в 7 километров, состоящий из трех кругов. На дистанции экипажи стреляли из пушек и пулеметов, преодолевали различные препятствия - брод, колейный мост, два кургана, эскарп, противотанковый ров и другие. Кто промахивался при стрельбе или "грязно" проходил препятствие, - тот уходил на штрафной круг (60 сек). А кто быстрее мчался по трассе, кто точнее стрелял и безупречно преодолевал препятствия, - тот и стал победителем. А им стал российский экипаж. Вторыми стали казахи, а третьими

армяне. Но если вторая позиция казахстанцев специалистов не удивила (они в прошлом году на сореваниях дружесвтенных армий тоже заняли "серебро"), то появление армян в тройке призеров первого дня стало почти сенсацией. Кое-кто даже поговаривал, что "это случайность". Но армяне и на последующих этапах биталона держались если не в первой тройке, то близко к ней.

Второй этап — спринт (он состоится 8-9 августа). Спринтерская дистанция, как и положено в биатлоне, была самой короткой — 3 километра. Каждый экипаж должен был пройти два круга с теми же препятствиями, что были и на первом этапе. Первый круг - скоростная езда без стрельбы. На втором круге надо было поразить мишень "Танк" (она поднималась на дальности 1600, 1700 или 1800 метров). Кто мазал, - брал дополнительный снаряд. Но за это "наказывался", - уходил на штрафной круг - 500 м.

Победителями второго этапа тоже стали россияне. В рейтинге из 36 экипажей наши парни заняли первое, третье и шестое места . Лидером спринта стал танк младшего сержанта Булата Цыренова, а экипажи младшего сержанта Марата Халикова и лейтенанта Рината Халиева заняли третье и шестое места.

Второе место занял экипаж Республики Казахстан под командованием старшего лейтенанта Саги Батырханова.

Третий этап — гонка преследования (эти соревнования проходили 11-12 августа). Каждый экипаж проходил 3 круга по 4 км. Позиция (очередность выхода на старт) каждого экипажа определялась с учетом итогов спринта. Если, например, после спринта второй экипаж отставал от первого на 45 секунд, то и здесь он стартовал с таким же отрывом. Но все шансы на победу у него, да и у всех других участников гонки, сохранялись. Надо было лишь показать максимальную скорость, снайперски поразить цели и безошибочно пройти препятствия. Здесь россияне были вторыми, пропустив вперед казахов.

ЧТО ТАКОЕ "РУКОХОД"?

Был и еще один любопытный промежуточный этап - спортивный. Здесь экипажи соревновались в силе, скорости и ловкости на земле и в воде. Сначала была полоса препятствий - надо было как можно скорее проскочить по проходам лабиринта, перелезть через забор, преодолеть разрушенную лестницу, "колодец" и траншею. Затем был "рукоход" - каждый танкист обязан был на руках (не спрыгивая на землю) преодолеть 30 метров лестницы. Сорвался, - получай штрафные секунды. После этого танкисты преодолевали 15-метровый ров с водой, а на берегу обязаны были снайперски метнуть гранату в очерченный круг. Заканчивался спортивный этап упражнением "работа с предметом" - а это два патронных ящика по 24 кг каждый. С ними каждый экипаж должен был проползти с ними 25 метров на скорость, забраться на 25-метровый подъем, а затем уже без "предмета" - рвануть по беговой 100-метровой дорожке на финиш. Здесь первыми были китайцы, - они показали дивную спортивную прыть, набрав рекордное количество очков, из-за чего сразу "подпрыгнули" в общем зачете с 6 на 4 место. На котором и вышли в финал.

СУДЬИ И РОБОТЫ

Временные разрывы между боевыми машинами лидирующих стран часто были минимальными - несколько секунд. Такая столь высокая плотность результатов и переживания за выступление своих экипажей вызывали жаркие споры среди членов судейской коллегии. Чтобы снять спорные вопросы, судьи использование записи видеоконтроля. для этого были установлены более 100 стационарных и подвижных камер, 12 дистанционных камер-роботов, контролирующих точность поражения мишеней. Кроме того, соблюдение правил гонки контролируется видеокамерами, установленными на вертолетах Ми-8, а также портативных камер, установленных на танках.

СХВАТКИ НА ТРАССЕ

Чтобы выиграть гонку на том или ином этапе биатлона, экипажам пришлось сильно попотеть. Машину вместе с вооружениями надо идеально подготовить, а если надо и подремонтировать. Тут первое слово принадлежит технарям и вооруженцам (когда экипажи возвращались с трассы, они крепче всех жали руки именно им). Заместитель министра обороны РФ по материально-техническому обеспечению генерал армии Дмитрий Булгаков с проникновенной гордостью сказал о подчиненных: "Руками этих людей сделала половина нашей победы". Он, безусловно, прав.

Церемония награждения

Церемония награждения

Фото: Евгения ГУСЕВА

Ибо вторую половину победы на трассе обспечивает и мастерство танкистов. Командир задает тон слаженной работе, с первой до последней секунды держа в руках нити управления. Механик-водитель не только "давит на газ", но и филигранно проводит броневую махину через препятствия. Чтобы не задеть ограничительные столбики или не свалить машину с узкого моста, он должен рассчитывать все до миллиметра. Наводчику-оператору тоже надо быть асом, чтобы не промазать при стрельбе из пушки: нужно быстро обнаружить цель, определить расстояние до нее, взять поправку на ветер. а уж стрельба сходу, когда многотонная машина раскачивается на колдобинах, требует снайперского глаза и хирургической точности. Все экипажи показали, что умеют делать это. Российский же делал лучше всех.

ФИНАЛ

А потом был финал. Первые 4 команды, набравшие наибольшее количество очков в общекомандном зачете, сходились в очном споре (Россия, Казахстан, Китай и Армения). Три экипажа от каждой сборной страны на одном танке (с заменой экипажа) долддны были пройти три круга по 4 километра.

Первый круг - без стрельбы. Это соревнование на скорость и точность преодоления дорожных препятствий (они те же, что были и на предыдущих этапах). На втором круге (уже другой экипаж команды) должен поразить из зенитного пулемета мишень "Вертолет". А на третьем из пушки - "Танк". В первом случае танк бьет по цели с места, а втором (из пушки) - с хода. Промазал - беги штрафной круг. Но шансы стать чемпионом мира при этом, конечно, уменьшаются. Одно может выручить, - что соперники где-то тоже ошибутся и тоже получат штраф.

ГОНКА

Трибуны затихли в напряженной тишине, когда главный судья соревнований дал старт главной гонке чемпионата. Россияне начали лихо, быстрее всех сделав круг, а на втором - поразили цель. Но на третьем заработали штрафной круг, промазав из пулемета по цели. Нашим на пятки наступали казахи, им в затылок шли армяне и китайцы. И все же наш экипаж первым ворвался на финиш. Казахи - вторые. Армяне третьи. Китайцы снова не повезло, - уже второй раз слетает гусеница. Но запасная машина чуда не делает, - четвертые, Судьи удаляются на конфиденциальное совещание и почти полтора часа скрупулезно "подбивают бабки". Надо сложить воедино все места и очки, добытые за все дни соревнований.

ЧЕМПИОНЫ И ПРИЗЕРЫ

А потом было торжественное награждение победителей. Министр обороны России Сергей Шойгу поздравил призеров и всех участников чемпионата и объявил, что победителями в общекомандном зачете стали танкисты Российской армии. Вторые - армяне, а третьи - китайцы.

Три лучших российских экипажа получили в награду отливающие лаковым блеском "УАЗ-Патриот". Некоторые наши офицеры и солдаты- победители биатлона - тут опробовали машины вместе с женами и детьми.

ТРИ ВОПРОСА ГЕНЕРАЛАМ

1. Как удалось армянским танкистам, не считавшихся фаворитами, обогнать китайцев и белорусов?

Отвечает командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Анатолий Сидоров:

- Армяне молодцы, хорошо подготовили и технику, и специалистов. Они показывали стабильные результаты на всех этапах биатлона, редко "проваливались". А в итоге и вышли на сумму очков, которая и дала им второе место.

2. Почему белорусские танкисты, которым прочили если не "золото", то "серебро", не вошли даже в тройку призеров?

Отвечает зам министра обороны Республики Беларусь генерал-майор Михаил Пузиков:

- Видимо мы сделали не все выводы из прошлогоднего биатлона, когда имели шансы занять первое-второе место, но уступили россиянам и казахам. Налегая на техническую и огневую подготовку наших танкистов, мы упустили их физические кондиции, из-за чего и провались на спортивном этапе. Все это задание на завтра. Этот чемпионат дал нам возможность увидеть чего мы стоим и серьезно готовиться к новому.

3. Почему китайцев часто подводили неполадки на их танках?

Отвечает начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил генерал-лейтенант Иван Бувальцев:

- Китайские конструкторы и инженеры что-то перемудрили на своем танке. Поставили более сильный двигатель, но, видимо, сэкономили на качестве стали для гусениц. А тут ведь одно с другим связано. Вот они и слетали.

Участие в этом биатлоне открыло глаза китайцам на качество их боевой техники и по другим вопросам.