Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды13 августа 2014 11:19

Дарья Донцова: «Налейте мужику борща. Авось, потом его потянет в спальню!»

Выпустив свежую книжку – на этот раз кулинарную и очень вкусную, самая популярная (миллионные тиражи этому доказательство) писательница России позвала «Комсомолку» в гости
Дарья Донцова: «Налейте мужику борща. Авось потом его потянет в спальню!»

Дарья Донцова: «Налейте мужику борща. Авось потом его потянет в спальню!»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Она пообщалась с нашим корреспондентом о еде и диетах, о дисциплине и неграх, о фаст-фуде и о том, что общего у нее с персонажами ее книг. Дарья Донцова живет за городом в большом доме, окруженном цветами и деревьями. Не одна, конечно. С очень занятым мужем-академиком, двумя помощницами, четырьмя мопсами, одной собакой породы пагль (кроме живых псов, в доме обосновалась целая дивизия сувенирных собак), одним огромным черным котом, морской кусучей черепашкой и рыбками. И на всю эту дружную компанию, а также на взрослых детей и внучек Настю и Арину у Дарьи хватает времени и любви.

Я БЫВШАЯ СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА

- Вашу книгу «Готовим в мультиварке» впору сравнить с «Книгой о вкусной и здоровой пище», вся еда делается из доступных продуктов, все результативно, быстро, аппетитно. А рецепты там – ваши, реальные, накопленные за жизнь?

- Очень реальные! Я очень люблю готовить, у меня большая семья и я бывшая советская женщина – то есть большую половину жизни я простояла у плиты. И у меня подруги очень любят готовить. Рецепты переползают, оседают, меняются, разбегаются, возвращаются. На них нет авторского права. Невозможно доказать, кто придумал гречневую кашу с лисичками или гуся с черносливом. В советские времена были и журналы, и отрывные календари с рецептами. Я работала в «Вечерней Москве», и по пятницам у нас выходила полоса «Досуг». Там мы печатали рецепты со всей страны. С тех пор у меня хранится куча тетрадок - в них вклеены вырезанные отовсюду рецепты. Но «родительница» моих кулинарных книг («Готовим в мультиварке» - не первая) – моя героиня Евлампия Романова. В первой книге о ней Лампа ничего не умеет приготовить и ей рассказывают, что и как – с рецептами и советами. Тогда и пришла идея сделать книгу кулинарных рецептов. Что касается мультиварки – не покупайте дорогую. В ней будет тысяча функций, которыми вы никогда не будете пользоваться. Вам нужна кнопка «Старт» и позиция «Отложенный старт». Тефлоновая чаша быстро царапается. Берите керамическую. В ней можно готовить абсолютно все – от мяса и супов, до пирожных.

- Возни-то сколько! Проще же купить готовое.

- Фу! Вы меня убили. Сейчас я вам испорчу настроение. Купленную вами еду делал кто-то в недрах супермаркета. Он, может, туда чихал и кашлял. Сходил в туалет – не помыл руки, порезал морковку. Если салат уже пахнет, его можно майонезом заправить, лимонным соком залить. Я как-то видела в супермаркете рыбу на лоточке с надписью: «Рыба запеченная». У нее одного плавничка не хватало, я ее запомнила. Срок годности – до завтра. Я через три дня пришла – та же рыба, без плавника, и срок годности тот же – до завтра. Так что я никогда не покупаю готовое.

- А у вас в книжке про сосиску есть - а это же тоже фу!

- И сосиски, и колбаса, и творог не «фу», если покупаете в магазине, которому доверяете. У меня есть рецепт домашних сосисок и кебаба – это очень не «фу».

- И вы не поддерживаете моду ругать фастфуд?

- Если ты хочешь съесть гадость, съешь ее раз в пять дней. Когда твой бедный организм от этого шока оправится, можешь опять слопать какую-то гадость. Главное, чтобы основное питание не состояло из растворимой лапши и безумных гамбургеров. Не покупайте шаурму в районе, где пропали все бродячие собаки. А то получится «купи десять хот-догов – собери собачку».

ПЕЧЕHЬ ТЕТИ ФИРЫ

- У ваших рецептов шикарные названия – «Улыбка барашка», «Полет утки над гнездом»…

- Мне нравится рецепт «Печень тети Фиры со второго этажа». Не надо думать, что я отняла печень у тети Фиры Костюковской, это был ее рецепт говяжей печени. Тети Фиры с нами уже нет, это была жена Якова Ароновича Костюковского, сценариста «Бриллиантовой руки», «Приключений Шурика». Они жили со мной в одном доме на втором этаже – чудесная пара.

- Может, у вас есть еще рецепты знаменитых людей?

- Я все детство жила в доме на улице Черняховского, это был первый писательский кооператив. В нашем подъезде жил Виктор Сергеевич Розов с Надеждой Варфоломеевной, которая прекрасно готовила. Я часто к ним бегала, глядела, как тетя Надя стряпала. Кое-какие рецепты тети Нади потом перешли в книги. Над нами на шестом этаже жила гениальная переводчица Татаринова. Она переводила Бальзака, Золя. Она меня научила печь эклеры. До этого я регулярно рыдала над противнем, где у меня лежали плоские плюшки, вместо пышных пирожных. Она мне объяснила, что воды и муки должно быть поровну. Не по весу, а по стакану. Эклеры стали получаться. А Борис Моисеев научил меня варить щавелевый суп. Я ему сказала, что у меня он всегда похож на тряпку. И пресный совсем. Борис, который прекрасно готовит, посмотрел на меня как… не будем говорить на кого и сказал: а ты туда лимончик-то пожми. Для меня это было откровением. У моей подруги детства Кати Рождественской есть сестра Ксения. Не могу передать, как она готовит! Когда я прихожу к Кате на Новый год, у меня основная задача – пойти на кухню и вынюхать, где спрятаны Ксюшины кексы, которые будут выдаваться при уходе гостям - по одной штуке на нос. Так вот, моя задача – найти эти кексы и украсть побольше. Положить к себе в сумочку. Кому-то не хватит – нехорошо. Но Ксюшины кексы меня подбивают на воровство. В июле я была у Кати на дне рождения в Переделкине. Ела – чуть не лопнула, потом пошла на кухню, оглядываю ее жадным взглядом. Катя подходит: «А, Ксюхины кексы вынюхиваешь? Не старайся, мы их далеко спрятали». Но мне, как маньяку, выдали с собой приличную коробочку кексов.

- Какое блюдо вы никогда не забудете?

- Однажды в Париже моя дочь подбила меня проглотить устрицу. Проглотила. Никогда больше к ним не прикоснусь. Жуткая гадость. Я из Франции тащу чай чемоданами, сыр и масло.

- Каждый день я встаю в шесть утра и пишу 25 страниц. В Новый год, в день рождения, в день свадьбы. Если не успеваю написать 25 страниц утром, дописываю их вечером.

- Каждый день я встаю в шесть утра и пишу 25 страниц. В Новый год, в день рождения, в день свадьбы. Если не успеваю написать 25 страниц утром, дописываю их вечером.

Фото: Евгения ГУСЕВА

«Я ПРОТИВ ДИЕТЫ»

- В вашей книжке заявлено, что она - для хозяйственных лентяек. Может, вы знаете, как правильно лениться?

- Нужно что-то быстренько все сделать и лечь на кровать. Очень люблю лентяйский рецепт курицы на соли. Килограмм соли высыпаешь на сковородку. Моешь бройлерную курицу с толстыми ножками и кладешь на сковородку лапами кверху. Из курицы с тощими ножками ничего не получится. Запихиваешь в духовку на 180 градусов. Если курица килограмм – печешь один час, если 1,2 кг – печешь час двадцать. Когда у нее из брюшка начинает вытекать прозрачный сок – курица готова. Не забудьте лапки связать, а крылышки зубочистками прижать, чтобы она их не растопыривала. Вынимаете курицу за лапки из сковородки, кладете на блюдо и разрезаете. Пока курица готовится – вы спите. Это удобно.

- Ваши рецепты какой-то диетой объединены?

- Я против любой диеты. Диета – это не акция. Вы взяли себя в руки, две недели ели грейпфруты. Давились, плевались, съели. Потеряли 7 кило. После этого вы бросились к холодильнику и смели все, что там есть. Через две недели вы получили обратно свои семь и два бонусных кило. Любая монодиета отнимает отнимает не только ваш вес, но и кучу витаминов. Важнее соблюдать три правила. Первое: ваша порция – сколько у вас влезло в ладошку. Чем человек меньше, тем он меньше должен есть. Второе: едите пять-шесть раз в день. Третье: некоторые продукты вы не едите никогда. В нашей семье никто не ест майонез ни под каким видом. Он очень калорийный. Мы никогда не едим то, что мой муж называет «быстрорастворимые продукты» - лапша быстрого приготовления, готовые пиццы. Мы не пьем никакую колу, мы делаем детям в сифоне натуральный лимонад. Я никогда не зажариваю мясо на сковородке до черноты. Эта корочка – канцерогены. Не советую покупать жареных кур. Бог знает, сколько их жарилось в одной и то же порции масла! Я смотрю, чтобы в готовом печенье не было пальмового масла. Оно не плавится при температуре тела и оседает на стенках сосудов, образуя бляшки. Или вот, недавно читаю на этикетке: брынза молочно-растительная. Покажите мне поля, на которых колосится брынза? Туда добавили сою. Но в сое есть вещество, соответствующее эстрогену. Если вы после такой операции, как у меня (онкология молочной железы – прим. КП), вам это есть ни в коем случае нельзя, потому что это провокатор новой опухоли. От одного кусочка такой брынзы вы не скончаетесь, но есть ее постоянно нельзя. В общем, думайте. Не устраивайте своему организму экстремальные качели. Хотите мяса – съешьте кусочек. Хотите сало на кусок хлеба – съешьте. Весь балет в советские года ел сало, потому что оно очень энергетичное. Но не круглосуточно же!

Помню, как мой муж все время требовал котлет. Ну и что? Я сначала стала их делать наполовину из курицы, наполовину из говядины. Прокатило, муж не заметил. Потом я стала делать котлеты из одной курицы. Муж спросил: чего это мясо такое белое? Я ему на чистом глазу соврала: ты когда-нибудь видел темную свинину? И в течение 20 лет он ел котлеты из куриной грудки, твердо уверенный, что ест свинину. И нам это не помешало.

- Так это правда, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок?

- Я знаю парочку других мест, с помощью которых тоже можно быстренько добраться до мужчины. Желудок, думаю, уверенно на втором или третьем месте. Все зависит от ситуации. Если муж пришел после совещания, на котором ему начальник прогрыз мозг, довел до обморока, то встречать его, распахивая пеньюар и говоря «дорогой, я жду тебя в спальне!» - не надо. Налейте мужику борща. Авось потом его потянет в спальню.

- Интересно, а у ваших собак есть диета?

- Да. Называется «съешь свое, доешь у друга». Когда у вас в доме четыре собаки, капризничать некогда. Ко мне как-то привели на передержку миленькую болонку. Ее хозяйка предупредила: она вообще ничего не ест, я упрашиваю, стою на коленях. Я про себя усмехнулась. В первый день, когда мы раздавали ужин, я всем поставила миски. Мои собаки каждая к своей миске с дикой скоростью, потому что в голове сидит: если я сейчас не доем, придут добрые товарищи, и моя порция резко уменьшится. Болонка посидела с кислой мордой и ничего не съела. Говорю: девочки, здесь осталось. Моя стая ринулась к этой миске, быстро все доела. На следующее утро - то же самое. Но к ужину болонка потрусила к своей миске. Когда мои подумали, что эта лафа будет всегда, и пошли к ее миске, она заорала: не троньте мое! И быстро все это слопала. Помню, у Валентина Петровича Катаева были две собаки – Мишка и Степка. Степка – болонка – жил в доме. А Мишка жил во дворе. Эстер Давыдовна, жена Катаева, когда Степка начинал капризничать, открывала дверь в дом и кричала «Мишка, Степка есть не хочет!» Мишка рысил в дом, а Степка кидался к миске и съедал все.

ПРО МУЖИКОВ, НЕГРОВ И ГЕРОИНЬ

- Вы пишете, что Дюма от писательства могла оторвать только сковородка. Что вас может оторвать от написания книги?

- Ничего. Когда я работаю, ко мне в комнату никто не пойдет. Все домашние понимают, что это чревато репрессиями. Я 15 лет пишу книги. И пишу их с утра. Около меня только мопсы лежат. Они мне не мешают, ходят вокруг, бурчат что-то свое или спят. .

- А кто из ваших героинь вам ближе?

- Во всех от меня понемножку. У Евлампии Романовой моя любовь готовить и частично мои собаки. У Татьяны Сергеевой мое вечное желание быть в хорошей форме – заниматься фитнесом, не есть ерунду. У Ивана Павловича Подушкина мое детство, воспитание и отец-писатель. Иван, как и я, сидел за столом с книжками подмышкой, резал мясо, книжки падали, ему, как и мне, давали по лбу. У Даши Васильевой мои собаки, моя семья, мои друзья, моя домработница, которая читает книги и говорит: ну надо же, я не думала, что я так себя иногда веду. И Даша – богатая девушка. Если я пишу про нее, я начинаю перетрачивать деньги. Приходится отдавать кошелек и кредитку шоферу, чтобы не купить чего-то лишнее. Он идет со мной и бубнит в уши: «Вы умрете в нищете, не трогайте это». Был случай, когда дети меня позвали поехать пообедать. Я заметалась – что надеть. В гардеробной все летнее, нацепила куртку, оделась потеплее. Выхожу на улицу – все в шортах. Смеются: в книжечке у нас декабрь. Записалась. Вжилась в роль.

- Как вы справляетесь с нападками? Считается, что где-то у вас тут подвал с неграми.

- Анжела и Наташа – две моих давних домработницы - могли бы рассказать, как я с шести утра ручкой ковыряю. Видите, вон рукописи в шкафу лежат. Я встаю в шесть утра и пишу каждый день 25 страниц. В Новый год, в день рождения свой, супруга, в день свадьбы. Если вы не пишете 25 страниц, вы приезжаете и дописываете их вечером. А иначе не будет книги в месяц. Меня так воспитывала немка Роза Леопольдовна. У меня было жесткое немецкое воспитание, но оно мне здорово в жизни помогло. Я до сих пор, разуваясь, «срулетиваю» шнурочки в ботинки или кроссовки – как учила меня в детстве Роза.

СЕКРЕТ ХРУСТАЛЬНОЙ ПРОБКИ

- Вы занимаетесь фитнесом, а еще у вас есть секреты хорошей формы?.

- Раньше я купалась в проруби, плавала в реке, как только сходил лед. После операции мне онколог это запретил. Но ведро ледяной воды я выливаю на себя каждое утро. Летом кладу в воду кубики льда. Если болит голова, мне нужно 15 раз присесть. Это как насос. Если больные суставы, их надо заставить работать. Без боли нет результата. Мне больше 60 лет. Я не делала пластических операций с лицом, но хожу к косметологу раз в две недели. Когда возраст подгребает, вам не поможет маска из огурца. Не надо завидовать и никогда не надо злиться на тех людей, которые тебя не любят. Улыбнитесь им.

- Дарья, помните вкуснятину из детства?

- Ириски! Беленькие такие – молочная тянучка. Я жила на улице Кирова, нынешняя Мясницкая, напротив магазина «Чай, кофе» в огромной коммуналке. Там были конфетки сливочная тянучка. Один раз папа купил два кило. Я их все съела. Больше я их не ела никогда. Любовь прошла. но у меня есть один особенный секрет из детства – бабушкина хрустальная пробка от графина. Бабушка всегда бросала пробку в кастрюлю с бульоном и говорила, что если варить эту пробку с бульоном, бульон бывает потрясающей вкусноты. Бабушка умерла в 1983 году, а пробку я бросаю в кастрюлю до сих пор.

РЕЦЕПТ ОТ ДАРЬИ ДОНЦОВОЙ

Узелки "Встреча одноклассников"

Вам понадобится: 500 граммов слоеного теста, 6 отварных картофелин, 4 луковицы, 200 граммов бекона, банка (250 граммов) консервированных шампиньонов в собственном соку (не маринованных!). А еще 50 граммов сливочного масла, одна столовая ложка растительного, 2 желтка, соль, перец и любимая зелень по вкусу.

Порубите зелень, приготовьте крутое пюре, добавьте немножечко сливочного масла. На растительном масле обжарьте лук, нарезанный мелкими кубиками до золотистого цвета. Слейте сок от грибов и отправьте их к луку. И обжаривайте, пока не выкипит лишняя влага. Тесто разморозьте и раскатайте. Вырежьте из него кружки диаметром примерно 15 сантиметров, а в середину каждого положите небольшое количество пюре, сверху поместите обжаренные грибы и мелко нарезанный бекон. Защипните узелки сверху. Смажьте чашу мультиварки маслом, уложите в нее узелки, помажьте их тонким слоем масла и выпекайте в режиме "Выпечка" 15-20 минут. Внимание! Время выпечки может разнится в зависимости от модели мультиварки.