Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Туризм4 августа 2014 17:15

Эксперты о крахе «Лабиринта»: «Не надо кошмариться, не все турфирмы одинаковы!»

Мы спросили у экспертов: как череда банкротств отразится на российской туриндустрии
Эксперты о крахе «Лабиринта»: «Не надо кошмариться, не все турфирмы одинаковы!»

Эксперты о крахе «Лабиринта»: «Не надо кошмариться, не все турфирмы одинаковы!»

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Лабиринт» - только увесистая вишенка на торте скандалов. Только что лопнули «Нева», «Роза Ветров Мир», «Экспо-тур», а «Оренбургские авиалинии» отменили десятки чартеров из-за миллиардных долгов «Идеал-тура».

Есть ли выход из туристического «Лабиринта»? Мы задали экспертам простые вопросы: как череда банкротств отразится на других турфирмах? И что надо сделать, чтобы наши отпуска больше не срывались из-за банкротств?

- Обвала не будет. Рынок самоочищается, - уверен Тимофей Рогожин, замгендиректора по туризму ФГУП «Арктикуголь», до этого долго возглавлявший собственную компанию Russia Discovery. - Бизнес освобождается от тех, кто пришел туда в 1990-х, когда это были легкие деньги: складывай пакет из двух частей, отель плюс перелет, и все. Сейчас так уже не выжить. Не надо ко всем туркомпаниям относиться одинаково и кошмариться: мол, на туристическом рынке все плохо.

- Надеюсь, что банкротства повлияют не только в худшую, но и в лучшую сторону, - добавляет ложку меда зам. генерального директора компании «Джет Тревел» Максим Приставко. - Потому как одна из главных причин банкротств демпинг, то есть необоснованное снижение цен. Кто-то таким образом надеется выжать конкурентов, кто-то вынужден поддерживать обороты... Серия банкротств должна убедить туркомпании том, что демпинг – тупиковый путь.

БУДЕМ ПЛАНИРОВАТЬ ПОЕЗДКИ САМИ?

- Каждое громкое и болезненное банкротство снижает доверие к туристическому бизнесу. Все больше людей уходят в самостоятельные бронирования, - констатирует Максим Приставко, замгендиректора туркомпании «Джет Тревел».

- Самостоятельные поездка как панацея от проблем - самый большой миф, который раздувается после скандалов! - уверен Димитрис Харитидис, управляющий директор «Тез Тур Греция». - Кто вам сказал, что когда вы бронируете отель через Booking или Expedia, то делаете это напрямую в отеле? Это посредники, получающие 20 - 25% комиссии. Согласен, ездить в городские отели самому удобнее. А отдых на популярном пляжном курорте всегда дешевле у турфирм! За счет оптовых цен, чартерных билетов, дешевого трансфера. Во всяком случае, пока из России не будут летать авиакомпании-лоукостеры.

ОСТАНЕТСЯ ДЕСЯТОК «КРУПНЯКОВ»?

- В Европе рынок давно сформирован. У многих гигантов собственные сети турагентств. А у России агентства независимые, они могут продаватьлюбого туроператора, - продолжает Димитрис Харитидис. - В ситуации виноваты не только туроператоры, но и агентства, и сами туристы. Агентства ставят оператору условие: дайте мне цену, как у «Лабиринта», и я продам ваш тур. И клиент приходит, посмотрев цену в Интернете: я видел за копейки, зачем вы мне «Тез Тур» предлагаете, он дороже! А качество обслуживания? А надежность? Думаю, в России в итоге останется десяток крупных туроператоров, которым можно доверять. Впрочем, другие эксперты с этим несогласны.

- К «Спутнику» и «Интуристу», как в СССР, мы уже вернемся, - уверяет Рогожин.

КАК ЗАСТРАХОВАТЬСЯ ОТ НОВЫХ БАНКРОТСТВ?

- Нужен более серьезный закон о страховании туроператоров, - считает Димитрис Харитидис. - Чтоб не получалось, что «Нева» за два месяца до банкротства меняет страховщика. И не на серьезную большую компанию, а на «Восхождение». А потом выясняется, что там же застрахован и «Лабиринт», и еще несколько туроператоров. И суммы фингарантий должны быть увеличены - с учетом реальных объемов бизнеса.

- Полезно каждому туристу оформлять страховку от невыезда. На западе это делается априори, и страхуются от всех причин, по которым может сорваться поездка: самолет не полетел, турист заболел, в стране революция... - предлагает другой рецепт Тимофей Рогожин. - Это как ОСАГО для отпускника. Если бы клиенты «Лабиринта» оформляли персональные страховки, ущерб возмещали бы сотни разных страховых компаний - для каждой это копейки!

- Всё, что делалось до сих пор, было направлено только на уменьшение потерь туристов от банкротств — на это работают финансовые гарантии, и ассоциация «Турпомощь». Они доказали свою жизнеспособность. Но абсолютно отсутствует механизм, предотвращающий банкротства. Нужен целый комплекс мер, принятый на уровне правительства, - резюмирует Максим Приставко.

ВАЖНО!

В Ростуризме работают пять телефонов для помощи клиентам «Лабиринта»:

8-(495)-607-38-91, 8-(495)-607-36-07, 8-(495)-608-29-37, 8-985-226-82-71, 8-917-540-51-21

Оперативная информация о новых рейсах с курортов публикуется на сайте «Турпомощи» tourpom.ru