Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия: ЧП22 июля 2014 16:55

Те, кто сбил «Боинг», планировали, что он упадет на территории России

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попросил экспертов прояснить детали, которые могут пролить свет на причины крушения "Боинга-777" над Украиной [видео]
Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попросил экспертов прояснить детали, которые могут пролить свет на причины крушения Боинга 777 над украиной

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец попросил экспертов прояснить детали, которые могут пролить свет на причины крушения Боинга 777 над украиной

Фото: REUTERS

Он побеседовал с экс-начальником Главного штаба войск Противовоздушной обороны России генерал-полковником Игорем МАЛЬЦЕВЫМ, полковником в отставке Михаилом ТИМОШЕНКО и полковником в отставке, старшим преподавателем кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск Академии воздушно-космической обороны, кандидатом технических наук Михаилом ЗАХАРОВЫМ.

«КП»: - Могли ли российские космические спутники определить место запуска ракеты «Бук» на юго-востоке Украины или взлет штурмовика, который перехватывал «Боинг»?

МАЛЬЦЕВ: - Возможно обнаружить тепловую энергию от факела ракеты или ее радиолокационное излучение. Или станцию наведения ракет. Хотя вообще-то космические средства разведки для этих целей не созданы. Они в основном ориентируются для предупреждения о ракетном нападении. Вот старт баллистических ракет - да, там с высокой точностью это определяется.

Думаю, что и взлет штурмовика или истребителя из космоса вряд ли возможно точно определить… Для этого предназначены наземные средства обнаружения. Радиотехническая, радиолокационная разведка, слежение за радиопереговорами и так далее.

ТИМОШЕНКО: - Для этого нужен один или несколько спутников с РЛС бокового обзора и инфракрасными сенсорами над этим местом. Состояние нашей космической группировки такого не позволяет.

«КП»: - Почему Порошенко, Обама и Керри заявляют, будто у них есть доказательства, что ракету по «Боингу» запустили из района, контролируемого «сепаратистами»? Но до сих пор эти доказательства не представили?

МАЛЬЦЕВ: - Думаю, если бы у них что-то было реально, это давно бы стало известно. Они просто оказывают психологическое давление на участников расследования. С тем, чтобы «довернуть им мозги».

ТИМОШЕНКО: - Потому что и Порошенко, и Обама знают, кто запустил ракету, но признать этого не могут, как Кучма в свое время не признавал удар своей ракетой С-200 по нашему Ту-154 в 2001 году. Вот и пытаются «давить авторитетом». Другими словами, блефовать.

«КП»: - Как по обломкам самолета определить, что с ним случилось?

МАЛЬЦЕВ: - Основные факты, которые подтвердят, что это было: теракт, или подрыв ракеты, или самолетная атака - эксперты могут установить как раз по останкам самолета и погибших. Если самолет рухнул сам, в его корпусе не будет дырок от поражающих элементов. Мне за 25 лет летной работы часто приходилось быть на «ямах» и смотреть на эти останки. Обычно у самолета, который рухнул сам по себе, гладкие куски поверхностей… А если это подрыв изнутри, там разрушения самолета совершенно другие. По характеру поражений можно определить и оружие, из которого сбили лайнер. Можно точно сказать, был это «Бук» или ракета «воздух - воздух», запущенная с другого самолета… И вот это уже не косвенные будут, а прямые факты. Вот после этого и после расшифровки «черных ящиков», после того, как будут прочитаны остатки радиообмена между экипажем, можно точно определить время, когда это было. Отсчитать, в каком месте это произошло. Все это привяжут к местности. Сравнят со снимками из космоса...

Ополченцы на месте крушения.

Ополченцы на месте крушения.

Фото: REUTERS

ЗАХАРОВ: - При поражении ракетой «Бука» поверхности самолета превращаются в дуршлаг. Часть пассажиров тоже должна быть поражена осколками. Вот почему межународной комиссии нужно сейчас исследовать трупы на предмет наличия в них металлических осколков!

Фото, которые я видел, не дают возможности сделать вывод о применении зенитной ракеты - нет повреждений типа «дуршлаг».

Нужно во что бы то ни стало найти фрагменты ракеты! Они наверняка неподалеку. Ракета не взрывается в пыль. Крупные фрагменты должны обязательно присутствовать, и по ним можно определить, что же поразило самолет.

«КП»: - Может ли оператор пусковой установки «Бук» с помощью только своей РЛС отличить на экране гражданский самолет от военного?

ЗАХАРОВ: - Оператор РЛС может лишь приблизительно (по скорости, высоте, маневренности) определить класс цели - истребитель это, бомбардировщик или еще что-то.

Ведется и опознавание по принципу «свой - чужой». Гражданский и военный самолет на экране индикатора выглядят идентично, если у них примерно одинаковые скорость, высота.

ТИМОШЕНКО: - Оператору пусковой установки не то что отличить, даже обнаружить цель своей РЛС - все равно что подглядывать сквозь замочную скважину: очень уж мал сектор обзора.

«КП»: - Некоторые свидетели катастрофы «Боинга» говорят, что видели, как следом за ним летел другой самолет, поменьше. Можно ли увидеть там, на высоте 5 или 10 тысяч метров, самолет?

МАЛЬЦЕВ: - На 5 тысячах метров вряд ли увидишь, а вот на высоте 10 тысяч, возможно, был инверсионный след. Это конденсат на остатках работы двигателя при определенной влажности на этой высоте.

«КП»: - Какая информация обычно записывается на «черные ящики»?

МАЛЬЦЕВ: - Мне трудно сказать, сколько параметров пишется на этом «Боинге», но, наверное, не менее десятка. Вот даже на самолете, на котором я закончил летную работу, Су-15, писалось 12 параметров. И скорость, и высота, и курс, и переговоры, и температура двигателя. Пишется все, чтобы потом определить, как выполнялся полет, какие были отказы двигателей и так далее. В том числе и внутренние переговоры экипажа пишутся все, и разговоры по внешней связи с диспетчерами, с командным пунктом.

Фото: REUTERS

ЗАХАРОВ: - В нашем конкретно случае «черные ящики» помогут точно определить момент попадания ракеты в самолет - когда началось РЕЗКОЕ уменьшение высоты, скорости, ненормативная лексика летчиков...

«КП»: - Могли ли в «Боинге» увидеть украинский штурмовик и записать это на «черный ящик»?

МАЛЬЦЕВ: - Если истребитель или штурмовик был позади, то вряд ли на «Боинге» их могли видеть. Если же боевые самолеты выходили вперед, то с «Боинга» наверняка передали, что на близком расстоянии от них проходит штурмовик.

«КП»: - Говорят, что на всех «Буках» есть некие ключи. Даже если ополченцы, допустим, захватят тот же «Бук», то без ключей он бы не работал. Это легенда?

МАЛЬЦЕВ: - Ну, наверняка есть ключи, которые исключали бы использование этого комплекса посторонними людьми. А как же.

ТИМОШЕНКО: - Ключей, блокирующих запуск, нет. Достаточно того, что система опознавания «свой - чужой» блокирует запуск по своим летательным аппаратам.

«КП»: - Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов в понедельник нанесли ракетно-бомбовые удары под Донецком по месту, где не было ни одной позиции ополченцев? По пустырю стреляли. Может, заметали следы украинского «Бука»?

ТИМОШЕНКО: - Очень похоже именно на это.

МАЛЬЦЕВ: - Может быть. Но разброс деталей упавшего «Боинга», по-моему, в 50 квадратных километров определили. Так что это все равно ни к чему не приведет. Если на обломках самолета есть следы поражения от ракеты, эксперты их обязательно найдут, если хотят найти.

«КП»: - У вас уже вызрело какое-то предположение о причинах катарофы «Боинга»?

МАЛЬЦЕВ: - Я не могу понять, почему это уничтожение «Боинга», если оно было таковым, произошло так близко к границе России? Видимо, был иной расчет... Ведь если бы упал этот самолет на территории России, разговор с нами был бы совсем другой сейчас. На нас бы повесили всех дохлых кошек. Поскольку тогда, кроме наших зенитных ракет, больше списывать не на кого.

Но если даже и рассчитывали на такую спецоперацию, то она сделана топорно. Чувствуется, что профессионализма военным Украины не хватает во всем, за что ни возьмись.

«КП»: - Могли ли украинцы принять «Боинг» за российский бомбардировщик и поэтому его сбить?

МАЛЬЦЕВ: - Я не думаю, чтобы украинские руководители уж до такой низости пали, чтобы идти на вот это злодеяние. Скорее всего, это произошло только из-за низкой квалификации, случайно. Точно так же, как было с нашим Ту-154, сбитым в 2001 году над Черным морем.

ПОДРОБНОСТИ

Министерство обороны России: Падающий «Боинг» сопровождали украинский штурмовик и спутник-шпион США

В понедельник в зал оперативных совещаний Минобороны России пригласили российских и иностранных журналистов. Лица последних заметно вытягивались по мере того, как российские военные обнародовали сведения по поводу авиакатастрофы с малайзийским «Боингом» на Украине. И было от чего. Звучали не домыслы политиков, не выкрики диванной гвардии в интернете, а по-военному четкая информация, основанная на фактах. И она дала немалую пищу для размышлений (читайте далее)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На борту погибшего «Боинга» мертвецов изначально не было

Об этом уверенно заявляет врач - судебно-медицинский эксперт Эдуард Туманов, опровергая домыслы в интернете

Среди самых невероятных слухов вокруг малазийского «Боинга» широко обсуждается и такой: самолет подготовили к провокации. На борт погрузили трупы, а вместо экипажа лайнером управлял автопилот. Эта версия пошла гулять по сетям после того, как кто-то из очевидцев трагедии заявил журналистам, что запах от тел погибших был, извините, не очень свежий. К тому же и выглядели тела обескровленными. Поскольку все это всерьез будоражит умы многих пользователей сети, то и мы попросили прокомментировать это кандидата медицинских наук, доцента, судебно-медицинского эксперта Эдуарда Туманова. (читайте далее)