Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество17 июля 2014 22:00

Чем больше велосипедов, тем больше аварий?

«Комсомолка» посмотрела, как обстоят дела с инфраструктурой и аварийностью в странах, где двухколесный транспорт часто заменяет автомобили
Пример инфрастуктуры в Польше - красная велодорожка на встречу одностороннему движению.

Пример инфрастуктуры в Польше - красная велодорожка на встречу одностороннему движению.

В начале лета в столице произошел резонансный несчастный случай: 23-летняя минчанка столкнулась на велодорожке возле проспекта Победителей с другим велосипедистом. Все случилось около полуночи, сразу девушка была в сознании, но скончалась ночью в больнице из-за травмы головы. Одним из обстоятельств трагедии было то, что на велодорожке в этот момент не было освещения. Проверку по этому факту начал Следственный комитет Минска. Выяснилось, что ни один из столкнувшихся велосипедов не был оборудован фарой, а оба велосипедиста были без шлемов. Окончательных результатов проверки по этому делу еще нет. А общественность пока обсуждает, в чем именно проблема: в том, что велосипедисты гоняют по городу на бешеных скоростях, или в том, что для двухколесного транспорта пока не создано нужных условий. Мы решили посмотреть, как обстоят дела с дорожными условиями и аварийностью велосипедного движения в разных странах Европы.

ШВЕЦИЯ: ШЛЕМ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ОБЯЗАТЕЛЕН

По закону дети и подростки до 15 лет должны использовать шлем. Для взрослых он не обязателен, но его наличие приветствуется.

- Родители, которые возят детей без шлема на детском сидении, могут быть оштрафованы, - рассказала «Комсомолке» переводчик Вероника, которая уже много лет живет в Стокгольме. - Кроме того, по закону велосипед должен иметь звонок и тормоза. При наличии велосипедных дорожек, велосипедист должен использовать именно дорожки, но, например, в Стокгольме на центральных улицах нет дорожек, поэтому велосипедисты ездят среди машин.

Велосипедной инфраструктуре в Швеции уделяется большое внимание. Однако это не спасает от трагических случаев. По статистике за год на дорогах Швеции гибнет от 10 до 15 велосипедистов. А всего в Швеции за год происходит около 23 тысяч инцидентов с участием велосипедистов, из них - около 3,5 тысяч вынуждены обращаться в больницы за медицинской помощью. Около 300 велосипедистов в год получают серьезные травмы. И с каждым годом количество несчастных случаев растет. Поэтому государство разработало стратегию по пропаганде использования шлемов. Цель одна - снизить число аварий со смертельным исходом. По статистике только 10% повреждений составляют травмы головы, но, как правило, такие повреждения имеют самые серьезные последствия.

АВСТРИЯ: НЕТРЕЗВОГО ВЕЛОСИПЕДИСТА МОГУТ ПОСАДИТЬ В ТЮРЬМУ

- Вена очень удобный город для езды на велосипеде: множество велодорожек, а также есть возможность ездить по дорогам, - рассказала "Комсомолке" жительница Вены Дарья Зайченко. - С обслуживанием великов никаких проблем нет. Существует много мастерских, где можно не только починить велик, но и собрать его самому из подобранных на улице деталей. А еще велосипед можно брать в метро, правда, только первый и последний вагоны, и только если это не час пик.

- Ездить в шлеме не обязательно, но вот пьяным за руль велосипеда садиться нельзя: штраф будет больше тысячи евро или тюрьма, - говорит Дарья. - А если есть водительские права, то могут отобрать и их. Также серьезный штраф придется заплатить и за проезд на красный свет.

Городские власти сейчас борются за снижение доли автомобильного трафика и увеличении велосипедного. Поэтому существуют разные проекты финансовой поддержки, конкурсы идей и прочие мероприятия.

Как и в других европейских странах, увеличение количества велосипедистов сказывается на количестве ДТП с двухколесным транспортом. В последнее время это головная боль австрийской полиции.

ДАНИЯ: ПОЛИЦИЯ ШТРАФУЕТ ЗА НЕИСПРАВНЫЕ ТОРМОЗА ВЕЛИКА

Статистику аварий в Дании считают не в абсолютных цифрах, а в специальном показателе, который называют «миллионокилометр на одну аварию». Он показывает, сколько велосипедисты страны проехали миллионов километров, прежде чем с одним из них случилась авария. То есть учитывается еще и длинна пути. Чем «миллионокилометр» больше, тем лучше. И получается, что уровень аварийности в Дании падает. Например, в 1996 году в Копенгагене этот показатель равнялся 1,2, а в 2014-ом - 4,2. Это значит, что за последние 16 лет ездить на велике в столице Дании стало в 3,5 раза безопаснее.

Еще в Дании есть велосипедная полиция - ее сотрудники могут остановить велосипедиста и проверить исправность тормозов или звоночка. Если они неисправны, придется заплатить штраф. Как и в большинстве европейских стран, до 15 лет нельзя ездить без шлема.

- Залог безопасности в Дании –-правильно спроектированная велосипедная инфраструктура, - считает Павел Горбунов, который четыре месяца проездил на велосипеде по Копенгагену и пригородам. - Все сделано для того, чтобы велосипедисты не лавировали между пешеходами, а пешеходы не заходили случайно на велодорожки.

ПОЛЬША: ЗА ПЬЯНКУ ВЕЛОСИПЕДИСТ МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРАВ

Правила для велосипедистов в Польше особо ничем не отличаются от других стран. Шлемы тоже не обязательны, а самым серьезным проступком велосипедиста в Польше считается управление транспортным средством в нетрезвом виде. Пьяного любителя покрутить педали ожидает крупный штраф и даже лишение водительских прав. Причем, автомобильных.

О развитии велоинфраструктуры в Польше задумались еще давно, но настоящий бум двухколесного транспорта случился во время Евро-2012. Но это заслуга и местных властей. Людей, выбирающих экологичный личный транспорт, там всячески поддерживают и поощряют.

В ТЕМУ Риск смерти в ДТП у велосипедистов выше, чем у автомобилистов

По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, в среднем пешеходы и велосипедисты составляют около 20% от общего числа участников серьезных ДТП в европейском регионе. Однако по сравнению с пользователями автомобилей, риск смерти или травматизма в этой группе очень высок. Эксперты приводят такое соотношение: доля пешеходов и велосипедистов среди участников серьезных ДТП составила только 22%, но в числе погибших в ДТП их удельный вес составил 33%.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Прежде чем популяризировать велосипед, нужно было создать инфраструктуру»

- Получается: чем больше велосипедистов, тем больше случается аварий, и ничего с этим не поделаешь?

- В абсолютных числах происшествий с велосипедистами у нас меньше, чем в европейских странах, - рассказал «Комсомолке» председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - Но это из-за того, что у нас и велосипедистов меньше. Зато в относительных показателях - намного выше. Например, мы недавно проводили сравнение со Швецией: количество происшествий на километр пути у нас выше в 12 раз.

Тут тезис такой: если мы зовем гостя в дом, то мы должны заранее накрыть стол. То есть, популяризируя велосипед, мы прежде должны строить инфраструктуру. Все остальные меры пока малоэффективны. Многие считают, что нужно учить велосипедистов правилам, ведь по статистике правила нарушают 95% велосипедистов. Но они делают это не специально, а вынужденно, потому что с имеющейся инфраструктурой по-другому - никак. Поэтому этот этап нужно будет пройти позже.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Минске появились бесплатные пункты проката велосипедов Прокатиться на велосипеде бесплатно теперь может каждый. Почти два месяца на центральных проспектах Минска будут работать пункты проката, где ежедневно с 10.00 до 20.00 по предъявлению паспорта можно взять велосипед на два часа. Одним из первых за «спасибо» погонял по городу телеведущий Денис Курьян. (читать далее) Минчане о катании на велосипеде в шлеме: жарко, неудобно, дорого, поэтому и не нужно «Комсомолка» вышла на столичные улицы и узнала, почему велосипедисты пренебрегают средствами защиты, ведь по нашим наблюдениям считанные проценты минских велосипедистов используют велошлемы. (читать далее)

В Минске появились бесплатные пункты проката велосипедов Прокатиться на велосипеде бесплатно теперь может каждый. Почти два месяца на центральных проспектах Минска будут работать пункты проката, где ежедневно с 10.00 до 20.00 по предъявлению паспорта можно взять велосипед на два часа. Одним из первых за «спасибо» погонял по городу телеведущий Денис Курьян. (читать далее)

Минчане о катании на велосипеде в шлеме: жарко, неудобно, дорого, поэтому и не нужно «Комсомолка» вышла на столичные улицы и узнала, почему велосипедисты пренебрегают средствами защиты, ведь по нашим наблюдениям считанные проценты минских велосипедистов используют велошлемы. (читать далее)

Минчане о катании на велосипеде в шлеме: жарко, неудобно, дорого, поэтому и не нужно «Комсомолка» вышла на столичные улицы и узнала, почему велосипедисты пренебрегают средствами защиты, ведь по нашим наблюдениям считанные проценты минских велосипедистов используют велошлемы. (читать далее)