Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество7 октября 2013 22:00

«Это мы освобождали людей в Беслане и «Норд-Осте»

Сегодня исполняется 15 лет с момента создания элитного подразделения ФСБ РФ - Центра специального назначения (ЦСН), призванного отразить любую антитеррористическую атаку
Каждый спецназовец ФСБ - профессиональный взрывник, стрелок, медик и альпинист.

Каждый спецназовец ФСБ - профессиональный взрывник, стрелок, медик и альпинист.

Что представляет собой центр, от чего приходится отказываться его бойцам и почему все они засекречены? Об этом мы поговорили с бывшим первым заместителем начальника Управления «А» ЦСН ФСБ России Леонидом Гуменным.

«КТО ХОТЕЛ СЛУЖИТЬ СТРАНЕ - ОСТАЛСЯ»

- Зачем 15 лет назад понадобилось объединять спецподразделения?

- Центр спецназначения вобрал в себя все основные спецподразделения ФСБ, которые были на тот момент. Появилось единое управление. Центр должен был выработать единую систему подготовки, снабжения... Кому-то это понравилось, кому-то нет, и они уволились. Но, скажем так, кто хотел служить стране - остался... Но какое-то время была притирка друг к другу, боевое слаживание, и в основном к середине 1999 года центр был полностью готов выполнять все боевые задачи, которые ставились ему руководством ФСБ... Но, несмотря на реорганизацию, бойцы ни на минуту не прекращали выполнять задачи в разных регионах.

- Что можно назвать боевым крещением ЦСН?

- Наверное, участие в уничтожению боевиков, вторгшихся в Дагестан. Все поставленные задачи были выполнены. В основном это была снайперская работа, которую выполняли настоящие суперпрофессионалы... Потом была вторая чеченская, куда бойцы отправились в конце января 2000-го. Задачи были те же самые - выявление, уничтожение или захват лидеров боевиков.

- В каких условиях там приходилось действовать?

- Прилетели в Махачкалу, там экипировались и на машинах поехали в Чечню. Мою группу высадили в Урус-Мартане. А там только войска прошли: горят скважины, дома... Нашли полуразрушенную комендатуру, в которой и расположились: наспех заделали окна, спали на полу, посреди полуметрового слоя пыли и строительного мусора. Спали не раздеваясь: очень холодно было. Но на санаторий никто и не рассчитывал, не в первый раз такое было... Через несколько дней вышли на первое задание: в одном из горных сел обнаружили подпольный телевизионный центр боевиков, который открыто пропагандировал деятельность бандитов, призывал убивать русских. Выехали туда. Нашли. Аппаратуру изъяли, а потом на себе все вынесли... Потом были еще операции, например, взяли живыми несколько лидеров бандподполья, которые потом предстали перед судом.

КАК ПОПАДАЮТ В СПЕЦНАЗ

- В последнее время расплодилось немало сериалов о всевозможных спецназах. Насколько они близки к реальности?

- Я уже и не смотрю их: за редким исключением чушь какая-то, в жизни так не бывает. Особенно когда показывают наших спецназовцев какими-то лопухами, задаешься вопросом: а как они вообще работают-то?.. Лишь бы выдумать, как говорится...

- А как попадают в центр спецназначения? Куда заявление писать?

- Не все так просто. Кадры для ЦСН подбирает кадровый аппарат центра. Какие критерии? Во-первых, физподготовка, срочная служба в армии, «чистые анкеты», вплоть до отсутствия судимых родственников. Когда такой человек примечается, с ним примерно год идет работа, потом всевозможные тесты. Очень жестко все. Обязательны бои со спарринг-партнерами, мутузят по-черному, но он должен это выдержать, а мы должны знать, насколько он вынослив.

- Из десяти кандидатов на должность сотрудника ЦСН сколько останется к концу проверки?

- Один, два от силы. Иногда - ни одного...

- В прошлом году при штурме квартиры в Казани, где засели ваххабиты, погиб сотрудник ЦСН, накрыл собой гранату. Его имя долго не называлось. Почему страна не должна знать своих героев?

- Это вопросы безопасности. Одно скажу: государство делает все, чтобы семьи погибших на заданиях сотрудников ни в чем не нуждались. За их судьбой потом следит и руководство центра, постоянно помогая по тем или иным вопросам...

Леонид Гуменный стоял у истоков создания спецназа ФСБ.

Леонид Гуменный стоял у истоков создания спецназа ФСБ.

«НАША СОВЕСТЬ ЧИСТА»

- Именно сотрудники ЦСН освобождали заложников в Беслане. Что осталось за кадром?

- Сотрудники действовали профессионально, это однозначно, выполняли сложнейшие задачи по уничтожению бандитов и освобождению заложников. И погибли геройски.

- Вам не обидно, что иногда пишут о действиях ЦСН на Дубровке?

- Конечно, обидно. Столько вранья, домыслов, грязи... Никто из нас в заложников не стрелял! А про газ - это вопрос не к нам, а к службам, которые должны были заниматься непосредственно здоровьем людей, кто-то должен был предусмотреть последствия применения газа... Наша совесть чиста, и стыдиться нам нечего.

- А жены как реагируют на командировки мужей?

- Редкие жены нормально это воспринимают, конечно, они же переживают... Обычно сотрудник, отправляясь на задание, не говорит об этом жене. Что-то вроде: поехал на учения, сборы... Они догадываются, но точно никогда не знают... Да мы и сами порой не знаем. Когда я служил в «Альфе» и мы куда-то летели, поступил приказ: патрон - в патронник, самолет может быть атакован при посадке. Это был Кабул, 1979 год...

- Помните командировку, после которой хотелось бросить все и уволиться?

- После каждой операции было такое желание. Но потом все приходило в норму, и снова делали свою работу.

- Как проходит служба бойца ЦСН?

- В идеале дежурят сутки через трое на базе, но это только в идеале. На самом деле часть людей постоянно на Кавказе, в других командировках... Остальные проходят соответствующую подготовку. Но даже находясь на отдыхе, сотрудник должен быть на связи и быть готов ко всему. У каждого есть контрольное время, за которое он должен бросить гражданские дела и явиться на базу в случае тревоги. Человек не имеет права нормально расслабиться, он постоянно в напряжении. Единственное, наверное, это отпуск. Впрочем, это тоже не гарантия того, что не дернут на службу... Это постоянный риск и стресс... После своего выхода на пенсию я еще три года не мог расслабиться и все время ждал звонка из центра...

СПРАВКА «КП»

Центр специального назначения ФСБ РФ создан 8 октября 1998 года по инициативе тогдашнего директора ведомства Владимира Путина. Основой стали две элитные группы - «Альфа» и «Вымпел». Это позволило объединить антитеррористические спецподразделения в единый мощный кулак в условиях, когда террористическая угроза для России стала угрозой № 1. На счету сотрудников ЦСН - сотни успешно проведенных операций, в том числе по обезвреживанию лидеров бандподполья: Арби Бараева, Сейф Ислама, Аслана Масхадова, Салмана Радуева и других не менее одиозных фигур.

В ЦСН проводится подготовка бойцов к выполнению самых сложных задач, каждый из них - профессиональный взрывник, стрелок, парашютист, альпинист, водолаз и медик. Центр оснащен самыми современными, порой созданными только для ЦСН видами вооружения и спецтехники, включая робототехнические комплексы, приборы навигации и беспилотники. За время существования центра его сотрудники были награждены госнаградами более двух тысяч раз. 20 стали Героями России, 11 из которых - посмертно...