Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия6 декабря 2010 15:20

Три версии аварийной посадки в "Домодедово"

Среди возможных причин ЧП следствие выделяет «отказ системы управления самолетом», «некачественное топливо», «человеческий фактор» [фото, видео]

Напомним, в субботу, 4 декабря, лайнер совершил жесткую посадку в аэропорту Домодедово. Ту-154 вылетел из Внуково в Махачкалу, но буквально через полчаса у лайнера отказали все три двигателя. В результате посадки погибли двое и более 80 получили ранения.

Второй пилот лайнера Магомед Шамалов заявил СМИ, что в аварии, возможно, виноваты техники, готовящие самолет к вылету.

- Я думаю, что в топливо для лайнера просто забыли залить средство от его замерзания, - заявил пилот.

Возможно ли это?

Пилот-испытатель Александр Акименков, заслуженный летчик России, считает, что экипаж лукавит.

- Как топливо могли замерзнуть, если воздушное судно было в полете каких-то 10 минут?! За это время не успевает промерзнуть даже конструкция самолета, а ведь топливо было внутри. Да оно даже остыть не успело! Если бы это и произошло, то уж не раньше, чем через час. Я уверен, что пилоты просто забыли включить насос подкачки топлива в расходный бак. Когда в нем осталось менее 2,5 тонн топлива, загорелась лампа аварийного остатка топлива.

Следствие отрабатывает три версии крушения Ту-154

Следствие отрабатывает три версии крушения Ту-154

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- И что - на нее не обратили внимания?

- Кто ж знает? Возможно, экипаж решил, что техника просто «глючит». В общем, на сигнал пилоты и бортинженер не отреагировали. Двигатели вскоре отключились. И это произошло, я уверен, от того, что в них не подавалось топливо. Когда двигатели встали, экипаж засуетился, включил насос подачи топлива в расходный бак.

- Но было поздно?

- Вовсе нет. Вставшие во время полета двигатели вполне можно запустить. Но у экипажа просто не было достаточного опыта или квалификации.

- Запустить двигатели так сложно?

- В воздухе включается зажигание, открываются краны... Нет, это не так сложно. Все делается здесь же, из кабины пилота. Но парни, по всей видимости, растерялись.

- Как же так? Командир - опытный, 17 тысяч часов налетал!

- Это ни о чем не говорит. Ведь запуск двигателей в воздухе нужно регулярно отрабатывать. Нужны тренажи, разбор различных ситуаций, случающихся на борту. А авиакомпания, у которой мало самолетов, как правило, никакой летной подготовки вообще не проводит. Как говорится, пусть тренируется тот, кто играть не умеет. Такая позиция свойственна мелким региональным компаниям. Я не говорю, что в «Авиалинии Дагестана» так и было, лишь констатирую общую ситуацию. После развала советского «Аэрофлота» уровень подготовки пилотов резко снизился.

Специалисты впоследствии будут внимательно изучать другие узлы и агрегаты самолета, передает

Специалисты впоследствии будут внимательно изучать другие узлы и агрегаты самолета, передает

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КСТАТИ

В Махачкале в баки Ту-154 залили 18 тонн керосина. Пока летели до Москвы, две трети израсходовали, поэтому во «Внуково» долили еще 12 тонн.

Оба вида топлива сейчас находятся на экспертизе, однако специалисты полагают, что столичный керосин вряд ли может вызвать подозрения: в тот день из аэропорта на нем улетели 80 самолетов, и никаких проблем у них не возникало.

Три версии аварийной посадки в "Домодедово" Среди возможных причин ЧП следствие выделяет «отказ системы управления самолетом», «некачественное топливо», «человеческий фактор».

Следователи московского межрегионального следственного управления на транспорте СКП России продолжают расследование уголовного дела по факту жесткой посадки пассажирского самолета рейса Москва - Махачкала.

Напомним: в результате субботнего ЧП два человека погибли, пострадали 82 пассажира. В медицинских учреждениях Москвы и Московской области остаются 39 человек, из них пятеро - в тяжелом состоянии.

- Следователи и криминалисты продолжают работу, - сообщил официальный представитель СКП России Владимир Маркин. - С места происшествия изъяты и переданы для изучения в Межгосударственный авиационный комитет бортовые самописцы, произведены осмотры топливозаправщика и территории склада горюче-смазочных материалов аэропорта «Внуково» (именно из него вылетел лайнер. - Прим. ред.).

Изучаются видеозаписи экстренной посадки самолета. В Сургуте изъяты образцы топлива с борта воздушного судна, которое вылетело из аэропорта «Внуково» и заправлялось из той же емкости, что и Ту-154, совершивший аварийную посадку.

В Дагестане следователи местного СКП изъяли документы летной эксплуатации воздушного судна. Выяснилось, что «тушка» ремонтировалась на Внуковском авиаремонтном заводе. Здесь изъяли документацию, касающуюся ремонта повреждений, которые самолет получал ранее.

- Следователи уже допросили около ста потерпевших и всех членов экипажа, в том числе командира воздушного судна, - уточнил Владимир Маркин.

Как пояснил на допросе авиатехник аэропорта «Внуково» Сергей Иваничев, во время осмотра лайнера он обнаружил небольшое обледенение на воздуховодах, но весь лед счистил. Все остальное оказалось в норме. Все три двигателя при запуске работали как часы. Техник находился возле самолета до того момента, как тот вырулил на взлетно-посадочную полосу.

А вот агент по организации встречи и посадки и посадки пассажиров в аэропорте «Внуково» обратила внимание следователей, что были проблемы во время посадки:

- На рейс Москва-Махачкала мы сажаем авиапассажиров по двум трапам, но в этот раз пассажиры садились по одному, так как второй был установлен слишком низко и неплотно прилегал к самолету.

Впрочем, едва ли этот как-то повлияло на полет. Специалисты рассматривают сразу несколько версий.

- Среди них выделены три главные - «отказ системы управления самолетом», «некачественное топливо», «человеческий фактор», - сообщил источник в СКП. - Возможность совершения диверсии или теракта пока не рассматриваем.

Аварийная посадка Ту-154 в Домодедово.

Сюжет из выпуска новостей Первого канала

ВЗГЛЯД ЛЕТЧИКА Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот 1-го класса, участник расследования более 50 авиационных происшествий:

«Скорее всего, пилоты сами загнали себя в угол» - В этой аварии, я думаю, во многом виноваты пилоты. Они сами себя загнали в угол. - Почему вы так решили? - Проблемы возникли на высоте 9100 метров, то есть как раз тогда, когда самолет набрал высоту. Для набора высоты нужно около 20 минут и три с лишним тонны горючего. Именно столько - 3,3 тонны - входит в расходный бак, из которого питаются все три двигателя самолета. Так устроена конструкция Ту-154. И если не работают подкачивающие насосы, которые поставляют топливо из всех трех баков в этот расходный бак, то он после набора высоты опустеет. И двигатели остановятся. - Пилоты просто забыли включить механизм подкачки топлива?! - Вполне возможно. А может быть, насосы были неисправны. Но ведь самолет в 2009 году был капитально отремонтирован. - Бак пуст, что дальше? - А дальше пилоты каким-то образом включают подкачивающие насосы, и топливо все-таки начинает поступать в расходный бак. Только уже поздно. Бак заполняется медленно, топлива в нем мало, и его хватает только на один двигатель. На нем и летят. - Но ведь пилоты - все равно герои: сажают самолет! - Вы знаете, самолет можно посадить и вообще на неработающих двигателях. Я знаю несколько таких прецедентов. А здесь пилоты умудрились не попасть в схему захода, приземлились чуть правее полосы, на грунт. Просто удивительно, что им по дороге никто не попался, а то бы врезались и последствия были бы куда тяжелее. В общем, повезло. Но обвинять ребят ни в чем не хочу. Пусть свое слово скажет МАК. Подготовил Никита МИРОНОВ.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Командира Ту-154 Закаржи Закаржаева в ближайшее время переведут из реанимации в обычную палату и он сможет повидаться в близкими (у летчика переломы ребер и кисти). Об этом рассказала «Комсомолке» его дочь Саида.

- Пока отец был в реанимации, нас к нему не пускали. Но я общалась с ним по телефону. Старалась говорить с ним на отвлеченные темы, не упоминать об аварии, но по голосу поняла, что он расстроен: кто знает, какие выводы сделает следствие? Отец попросил принести одежду в больницу - старая порвалась во время аварии. Мы купили ему костюм и рубашку синего цвета - такая ему привычнее.

По словам Саиды, это уже не первые ЧП с самолетом в практике ее папы. Полгода назад на том же рейсе Москва-Махачкала на борту произошло возгорание. Но подробности дочь не помнит.

Когда в субботу мне из Махачкалы позвонила сестра и сказала: «Случилась авария, но не волнуйся, с папой все в порядке», я подумала, что опять была нештатная ситуация в полете. Но что настолько все плохо, и представить не могла...

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Как я летел самолетом «АДа» В последний раз я отправлялся в Махачкалу в апреле этого года. В числе пассажиров были несколько высокопоставленных дагестанских чиновников. Стюардессы, которые регулярно сопровождают этих випов в Москву и обратно, знают каждого по имени и отчеству. Бизнес-классов в этих самолетах нет, поэтому их усаживают на первый ряд. Пожалуй, здесь реально удобнее, чем на других местах, - можно ноги вытянуть. Этими же самолетами в Москву летает и сам президент республики Магомедов. Для него, как рассказывают постоянные пассажиры, авиакомпания снимает сиденья в первом ряду, заменяя их на более мягкие комфортные кресла. Так что нет ничего удивительного в том, что на борту злополучного самолета был и родной брат дагестанского президента, он также сидел в первом ряду. Другого выбора у пассажиров (любого чина и ранга) нет: «Авиалинии Дагестана» единственные связывают южную республику с центральной частью России. Компанию много критиковали за ветхий авиапарк. И «Авиалинии Дагестана» попытались измениться. Теперь их уже нельзя называть АДом (сокращение от «Авиалинии Дагестана»). Отныне компания носит имя South East Airlines, что с английского переводится как «Юго-Восточные авиалинии». Снаружи все самолеты перекрасили, но внутри, увы, все осталось, как прежде... Меня поразили и пассажиры (в первую очередь те, что сидели на VIP-местах): они не пристегиваются, дымят в туалетах, не выключают мобильники... На высоте 11 тысяч метров впередисидящие чинуши тщетно пытались выйти на связь со своих дорогих телефонов. А указание командира оставаться на своих местах вообще все пропустили мимо ушей... Вполне возможно, что если бы не игнорирование мер безопасности, то раненых при жесткой посадке в «Домодедово» было бы меньше... Ринат НИЗАМОВ

ВОПРОС ДНЯ Как сделать нашу авиацию безопасной? Юлия ЛАТЫНИНА, писатель, журналист: - Каждый раз, когда я летала на этом, простите, сортире, у меня был один вопрос: как можно на этом лететь и как можно столько воровать?! Обезопасить нас может только возрастание ценности человеческой жизни. Владимир КАРНОЗОВ, обозреватель журнала Flight International: - Сейчас очень мало выпускается отечественных воздушных судов. Наш авиапром продолжает переживать глубокий системный кризис. Поэтому обеспечить все наши авиакомпании современными отечественными безопасными самолетами мы не можем. Иосиф ЛИХТМАН, помощник гендиректора «Дагестанских авиалиний»: - Наши самолеты не соответствуют европейским требованиям, достаточно прожорливы и неэкономичны. С этой точки зрения они уступают западным машинам. Но с точки зрения всего остального наши самолеты вполне на уровне. Вообще самая аварийная машина в мире - это «Боинг-737». Просто потому, что их выпущено огромное количество. И Ту-154 тоже, естественно, падают. По закону физики любой самолет имеет возможность упасть. Борис НЕМЦОВ, политик: - Я летаю очень много - примерно 100 - 150 раз в год. Думаю, ФАС должна работать более адекватно и жестко. Должны быть пересмотрены регламенты по устаревшей технике. Четко должно решаться, после какого срока службы она идет в утиль. Подготовка летчиков - уровень не должен падать. И очень важна конкуренция на рынке авиаперевозок. Безопасность - главный фактор успеха. Марк ЗАХАРОВ, режиссер: - В авиации не хватает компетентных людей. Как известно, самолет вылетел с неисправностями на борту. Если это так, то виноваты люди, которые приняли это опрометчивое и преступное решение. Виктор АЛКСНИС, экс-депутат Госдумы, авиационный инженер: - Для безопасности нужно иметь три фактора: современную авиапромышленность, современную службу эксплуатации и наземное управление. Это требует капиталовложений, которые под силу только государству. Ничего не изменится. Летать будут маленькие частные авиакомпании, будут до последнего гонять старые «Боинги», ремонт и наземные службы будут финансировать по остаточному принципу. Ольга ШЕЛЕСТ, телеведущая: - У российской авиации точно такие же проблемы, как и в других странах. Самолет - это вообще небезопасный транспорт! Необходим контроль: за людьми, за техникой. Privetmaskva, читатель сайта KP.RU: - У нас многие контролирующие организации работают с предприятиями на договорной основе. Проверяющему официально платит тот, кого проверяют, он же выбирает «контролера». Сам! Нужно договорные отношения со всякими надзорами (а также с проверяющими техническую пригодность техники) категорически исключить.

Смотрите фоторепортаж:

В Домодедово аварийно сел самолет, трое погибших и более 80 пострадавших